УВЕДОМЛЕНИЕ
о разработке проекта нормативного правового акта
Настоящим Служба регулирования и надзора за финансовым рынком при Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики извещает о начале обсуждения изменений по вопросам правового регулирования деятельности накопительных пенсионных фондов и сборе предложений от заинтересованных лиц.
1. Описание проблем, на решение которых направлено предлагаемое регулирование (при возможности, привести соответствующие количественные и качественные показатели):
Предложенное регулирование по корпоративным пенсионным фондам, расширение инвестиционного портфеля накопительных пенсионных фондов, а также налоговое стимулирование для накопительных пенсионных фондов направлено на решение ряда проблем, связанных с недостаточным уровнем пенсионного обеспечения в стране.
Одной из основных проблем, которую решает предложенное регулирование, является низкий уровень пенсионных накоплений у значительной части населения. Большинство граждан не обладают достаточным пенсионным капиталом, чтобы обеспечить себе комфортную жизнь в пожилом возрасте. Поэтому важно стимулировать инвестирование в накопительные пенсионные фонды, чтобы граждане имели возможность увеличивать свои пенсионные накопления и обеспечивать себе более достойное будущее.
Кроме того, предложенное регулирование направлено на повышение эффективности использования пенсионных средств. Часто пенсионные фонды инвестируют средства в малоэффективные активы или плохо диверсифицируют свой портфель, что может привести к уменьшению доходности и рисков для пенсионных накоплений. Регулирование должно способствовать повышению качества управления пенсионными активами и обеспечению максимальной доходности для пенсионеров.
Налоговое стимулирование для накопительных пенсионных фондов также играют важную роль в стимулировании граждан к инвестированию в пенсионные фонды. Предоставление налоговых льгот при формировании и использовании накопительных пенсионных фондов может значительно увеличить интерес граждан к данному виду инвестирования и способствовать увеличению объема пенсионных накоплений.
Таким образом, предложенное регулирование по корпоративным пенсионным фондам, инвестированию пенсионных средств и налоговому стимулированию для накопительных пенсионных фондов направлено на решение проблем недостаточного пенсионного обеспечения, повышения эффективности управления пенсионными активами и стимулирования граждан к формированию пенсионного капитала.
2. Описание цели предлагаемого регулирования и способа решения проблем:
Целью предлагаемого регулирования является создание условий для развития корпоративных накопительных пенсионных фондов в Кыргызской Республике, обеспечение стабильности и устойчивости пенсионной системы, увеличение социального благосостояния граждан и формирование надежного и эффективного механизма пенсионного обеспечения, так как существующая система пенсионного обеспечения нуждается в совершенствовании в виду невысоких доходов от инвестиций, высоких административных расходов и ограниченного инвестиционного портфеля. Регулирование призвано ввести нормы для создания корпоративных пенсионных фондов, их развития и эффективности, минимизации рисков и обеспечение устойчивости пенсионной системы в Кыргызской Республике.
Для решения проблем и достижения поставленных целей необходимо внедрить меры, направленные на увеличение общего объема пенсионных накоплений, повышение их доходности, улучшение управления активами пенсионных фондов, а также мотивирование граждан к активному участию в формировании своего пенсионного капитала.
Для корпоративных пенсионных фондов следует разработать стратегии диверсификации инвестиционных портфелей, обеспечивающие оптимальное соотношение риска и доходности. Кроме того, важно улучшить прозрачность управления пенсионными активами, повысить эффективность управления рисками и обеспечить соответствие деятельности фондов лучшим международным стандартам.
Для инвестирования пенсионных средств в накопительные пенсионные фонды необходимо создать условия для разнообразия инвестиционных возможностей, а также обеспечить прозрачность и доступность информации о деятельности фондов для граждан. Важно содействовать повышению финансовой грамотности населения и формированию понимания важности инвестирования в будущее.
Налоговое стимулирование и предоставление преференций для накопительных пенсионных фондов должно способствовать увеличению числа граждан, становящихся участниками таких фондов, и увеличению объема пенсионных накоплений. Это может быть достигнуто через снижение налоговых ставок на доходы, полученные от инвестиций в пенсионные фонды, а также через установление налоговых вычетов и льгот для участников накопительных систем пенсионного обеспечения.
В целом, предложенное регулирование и меры по совершенствованию системы корпоративных пенсионных фондов, инвестирования пенсионных средств в накопительные пенсионные фонды, а также налогового стимулирования и предоставления преференций должны способствовать развитию устойчивой и долгосрочно эффективной системы пенсионного обеспечения, обеспечивающей достойный уровень жизни для граждан в пожилом возрасте.
3. Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования (при возможности, привести соответствующие количественные и качественные показатели):
Многие граждане не имеют должного понимания о пенсионной системе и возможностях, предоставляемых корпоративными пенсионными фондами. Они не знают, как выбрать подходящий фонд, как правильно планировать свою пенсию и какие инвестиционные возможности им доступны. Регулирование может обеспечить информационную прозрачность и образовательные программы, чтобы граждане могли принимать осознанные решения относительно своего будущего финансового благополучия.
В целом, принятие изменений в законодательстве в сфере накопительных пенсионных фондов в Кыргызской Республике будет иметь положительное регулятивное воздействие, способствующее развитию негосударственной пенсионной системы, защите интересов ее участников и повышению прозрачности и эффективности управления пенсионными накоплениями вкладчиков.
4. Оценка возможных неблагоприятных последствий (при возможности, привести соответствующие количественные и качественные показатели):
Неравенство в доступе к пенсионным возможностям между различными категориями работников. Некоторые социальные группы, такие как самозанятые, временные работники или работники в малых предприятиях, могут быть лишены возможности участвовать в корпоративных пенсионных программах.
Компании могут потребоваться дополнительные усилия по обучению сотрудников и пенсионных спонсоров для обеспечения их понимания новых требований и соответствия им.
5. Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства — адресатов предлагаемого регулирования:
В настоящее время в Кыргызской Республике ни одного лицензированного корпоративного пенсионного фонда еще не существует. Имеется лишь два накопительных пенсионных накопительных фондов: ОАО “Накопительный пенсионный фонд “Кыргызстан” и ЗАО “Накопительный пенсионный фонд “Дордой Салым”, которые находятся на начальной стадии становления.
Численность занятых в экономике, приходящихся на одного пенсионера, в последние годы постоянно снижалась и составляла в 2016 году 3.6 человек к одному, 2017 — 3.5 к 1, 2018 — 3.4к 1, 2019 — 3.4 к 1, 2020 — 3 к 1, 2021 — 2,7 к 1, 2022 — 2,4 к 1. При этом, плательщики составляют чуть более трети населения трудоспособного возраста (то есть два из трех не работают или работают без регистрации, не уплачивают взносы на социальное страхование). По среднему варианту прогноза относительная численность лиц 60 лет и старше к 2050 году увеличится почти в три раза. С 2030 года процесс старения станет приобретать глубину: самые быстрые темпы роста переместятся в возрасте 80 лет и старше. С невиданной ранее скоростью будет расти и медианный возраст населения: в ближайшие двадцать лет он увеличится на 5 лет — больше, чем за предыдущие сорок, а за весь прогнозный период — почти на 10 лет. В процессе этих изменений в 2030-х годах по своим параметрам возрастная структура перейдет в стадию демографической зрелости: медианный возраст перевалит за 30 лет, индекс старения — за 50, а доля пожилых — за 12,0%.
Поэтому в настоящее время назрела настоятельная необходимость в развитии системы негосударственного пенсионного обеспечения, одним из разновидностей которого являются корпоративные негосударственные пенсионные фонды.
6. Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением:
Внедрение новых правил может потребовать дополнительных ресурсов для обеспечения соответствия и выполнения новых требований, таких как отчетность, анализ и контроль со стороны компаний.
Предлагаемый проект будет способствовать:
— улучшению прозрачности в управлении пенсионными фондами, что может повысить доверие со стороны сотрудников и потенциальных участников;
— обеспечит дополнительную защиту прав участников пенсионных фондов, что может повысить их уверенность в системе;
— стимулирует большее участие компаний в создании и поддержке корпоративных пенсионных фондов, что может способствовать развитию пенсионной системы в целом.
7. Приблизительная оценка расходов и выгод республиканского/местного бюджета, связанных с введением предлагаемого регулирования:
Предлагаемые изменения в законодательство в сфере деятельности негосударственных пенсионных фондов дополнительных расходов от государственного бюджета Кыргызской Республики не потребуют.
Регулирование поспособствует развитию корпоративных пенсионных фондов и привлечению инвестиций, что будет иметь положительный эффект на экономику в целом, включая увеличение налоговых поступлений и стимулирование роста ВВП. Это принесет пользу республиканскому или местному бюджету Кыргызской Республики.
Приложение к Уведомлению
1. Перечень вопросов для участников публичных консультаций:
— являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем изменения регулирования?
— является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения?
— является ли предлагаемый способ решения проблем (регулирование) наиболее предпочтительным?
— какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?
— какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?
— существуют ли более эффективные альтернативные способы решения проблем?
— общее мнение относительно предлагаемого регулирования.
2. Иная информация, которая позволяет оценить необходимость введения предлагаемого регулирования:
Контакты и сроки для обсуждения информации уведомления:
1. Предложения принимаются: | |
— по электронной почте | gatagozieva.fsa.kg@gmail.com |
— на почтовый адрес | 720040, г. Бишкек, пр.Чуй,114, 3-этаж, каб.319 |
2. Срок приема предложений не позднее | 25.06.2024года. |
3. Срок размещения Реестра предложений и ответов на официальном сайте органа разработчика не позднее | 25.05.2024 года. |