Настоящим, Служба регулирования и надзора за финансовым рынком при Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики, извещает о начале обсуждения правового регулирования деятельности поставщиков услуг виртуальных активов и о сборе предложений заинтересованных лиц.
1. Описание проблем, на решение которых направлено предлагаемое регулирование:
Проблема, на решение которой направлено предлагаемое регулирование, обусловлена необходимостью повышения надежности и устойчивости операторов торгов виртуальных активов (криптобирж) в Кыргызской Республике. Увеличение требований к уставному капиталу операторов торгов виртуальных активов (криптобирж) направлено на обеспечение их финансовой стабильности, защиту интересов пользователей и развитие прозрачного и безопасного рынка виртуальных активов.
Большой уставной капитал способствует укреплению ликвидности бирж, что позволяет им своевременно выполнять обязательства перед клиентами и обеспечивать бесперебойную работу даже в условиях рыночных колебаний. Кроме того, наличие значительного капитала создает резерв для покрытия возможных убытков, возникающих в результате кибератак, технических сбоев или иных финансовых рисков.
Данное изменение также направлено на повышение доверия к операторам торгов виртуальных активов (криптобиржам) со стороны пользователей и институциональных инвесторов, так как крупный уставной капитал свидетельствует о серьезности и долгосрочной ориентации бизнеса. Это, в свою очередь, способствует привлечению новых участников на рынок и укреплению репутации Кыргызской Республики как юрисдикции с продуманным регулированием виртуальных активов.
Кроме того, увеличение требований к уставному капиталу соответствует международным стандартам и практике регулирования цифровых финансовых активов. Это позволит усилить контроль за операциями на рынке виртульных активов, обеспечить выполнение норм по противодействию отмыванию денег (AML) и идентификации клиентов (KYC), а также создать дополнительные гарантии безопасности для участников рынка виртуальных активов.
Таким образом, предлагаемое изменение направлено на формирование стабильной, прозрачной и конкурентоспособной среды для развития рынка виртуальных активов в Кыргызской Республике, снижение рисков для инвесторов и пользователей, а также приведение регулирования в соответствие с международными требованиями.
2. Описание цели предлагаемого регулирования и способа решения проблем:
Целью государственного регулирования является совершенствование нормативного регулирования деятельности операторов торгов виртуальных активов (криптобирж), повышение их финансовой устойчивости и надежности, защита интересов пользователей, а также создание благоприятных условий для развития рынка виртуальных активов в Кыргызской Республике в соответствии с международными стандартами.
3. Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования:
Ожидаемая выгода и преимущества предлагаемого регулирования выражаются в нижеследующем:
— повышение доверия к деятельности поставщиков услуг виртуальных активов;
— создание благоприятных условий для развития сферы оборота виртуальных активов и привлечения инвестиций;
— содействие инновационным бизнес-моделям;
— принятие превентивных мер для предотвращения использования виртуальных активов в целях отмывания денег, финансирования терроризма и мошенничества.
Представление количественных показателей ожидаемых выгод и преимуществ не представляется возможным.
4. Оценка возможных неблагоприятных последствий:
В результате принятия нормативных правовых актов в сфере виртуальных активов возникновения негативных последствий не ожидается.
5. Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства — адресатов предлагаемого регулирования:
По состоянию на 31 января 2025 года, Финнадзором было выдано 144 лицензий на осуществление деятельности поставщика услуг виртуальных активов, из общего числа выданных лицензий 8 лицензий было выдано операторам торгов виртуальных активов, остальные 138 лицензий были предоставлены операторам обмена виртуальных активов.
6. Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением:
Операторам торгов виртуальных активов необходимо будет повысить размер уставного капитала до 10 миллиардов сомов. Введение предлагаемого регулирования поможет поставщикам услуг виртуальных активов организовать внутренний контроль и повысить эффективность их деятельности.
7. Приблизительная оценка расходов и выгод бюджета Кыргызской Республики, связанных с введением предлагаемого регулирования:
Введение предлагаемого регулирования не повлечет дополнительных расходов из государственного бюджета Кыргызской Республики. При этом возможен дополнительный приток налоговых отчислений в государственный бюджет Кыргызской Республики, ввиду увеличения доверия к поставщикам услуг виртуальных активов со стороны потребителей.