Настоящим, Служба регулирования и надзора за финансовым рынком при Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики (далее – Финнадзор), извещает о начале обсуждения правового регулирования деятельности накопительных пенсионных фондов и о сборе предложений заинтересованных лиц.
1. Описание проблем, на решение которых направлено предлагаемое регулирование:
На сегодняшний день в Кыргызской Республике наблюдается недостаточно эффективная система пенсионного обеспечения, что приводит к серьезным социально-экономическим проблемам. Население стареет, количество пенсионеров увеличивается, а система государственных пенсий оказывается недостаточной для обеспечения достойного уровня жизни для всех пенсионеров. Эта ситуация создает угрозу социальной стабильности и благосостояния граждан.
Для решения данной проблемы и обеспечения достойного уровня пенсионного обеспечения необходимо внести изменения в Постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики «О внесении изменений в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении нормативных правовых актов, регулирующих процесс инвестирования средств пенсионных накоплений в Кыргызской Республике»
от 19 августа 2015 года № 590 (далее -Постановление).
В этой связи, в рамках реформирования системы пенсионного обеспечения в Кыргызской Республике разработан настоящий проект Постановления для регулирования деятельности накопительных пенсионных фондов. В результате, он позволит гарантировать права и интересы работников, участвующих в накопительной пенсионной системе, улучшить качество жизни на пенсии и увеличить степень социальной защищенности населения.
Целью проекта постановления является повышение эффективности использования пенсионных накоплений, обеспечения их сохранности и приумножения, а также в целях диверсификации инвестиционного портфеля увеличение доходности накопительной пенсионной системы пенсионного обеспечения, путем инвестирования привлеченных финансовых ресурсов.
Существующая структура инвестиционного портфеля ограничена и не соответствует современным требованиям инвестиционного рынка. Это ограничивает потенциал роста доходности пенсионных накоплений и снижает возможности диверсификации рисков. Расширение перечня допустимых инвестиционных инструментов позволит оптимизировать управление активами и обеспечить долгосрочную финансовую устойчивость пенсионной системы.
2. Описание цели предлагаемого регулирования и способа решения проблем:
Цель государственного регулирования, установленная в данном проекте Постановления в сфере накопительных пенсионных фондов в Кыргызской Республике, заключается в создании структуры, обеспечивающей безопасное и устойчивое накопление пенсионных средств для граждан, обеспечивая им стабильное и достойное пенсионное обеспечение в будущем. Это также направлено на обеспечение эффективного управления пенсионными фондами, контроль за их деятельностью и защиту прав и интересов участников пенсионных программ в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
3. Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования:
Ожидаемая выгода и преимущества предлагаемого регулирования выражаются в нижеследующем:
— создание стабильной и надежной системы накопительных пенсионных фондов в Кыргызской Республике, способствующей улучшению финансового благополучия граждан и обеспечивающей устойчивость пенсионных выплат в долгосрочной перспективе;
— расширение состава и структуры инвестиционного портфеля, в результате такая инвестиционная деятельность обеспечит пенсионные выплаты участникам накопительных пенсионных фондов в достаточном размере;
— увеличение пенсионного капитала у населения и снижение рисков финансовой нестабильности у населения пенсионного возраста.
Представление количественных показателей ожидаемых выгод и преимуществ не представляется возможным.
4. Оценка возможных неблагоприятных последствий:
В результате принятия нормативных правовых актов в сфере накопительных пенсионных фондов возникновения негативных последствий не ожидается.
5. Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства — адресатов предлагаемого регулирования:
По состоянию на 14 апреля 2025 года, Финнадзором было выдано 2 лицензии на осуществление деятельности накопительных пенсионных фондов.
6. Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением:
Затраты субъектов предпринимательства при расширении инвестиционого портфеля накопительных пенсионных фондов (НПФ) заключается в следующем:
— дополнительные вложения в новые классы активов (драгоценные металлы (золото, серебро, платина); национальная и иностранная валюты на счетах в кредитных организациях; ценными бумаги Национального банка Кыргызской Республики; облигациями и акциями иностранных эмитентов, включенных в котировальный список (листинг) фондовой биржи иностранных государств по первой (наивысшей) и второй (следующей за наивысшей) категориям; паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств
— расширение штата или привлечение инвестиционных консультантов. Это может включать в себя затраты на обучение персонала, разработку систем учета и отчетности, а также настройку процессов управления;
— предприятия могут столкнуться с налоговыми и юридическими рисками при расширении инвестиционого портфеля НПФ;
7. Приблизительная оценка расходов и выгод бюджета Кыргызской Республики, связанных с введением предлагаемого регулирования:
Введение предлагаемого регулирования не повлечет дополнительных расходов из государственного бюджета Кыргызской Республики. При этом возможен дополнительный приток налоговых отчислений в государственный бюджет Кыргызской Республики, ввиду увеличения доверия к накопительным пенсионным фондам со стороны потребителей.
Приложение
к уведомлению о разработке
проекта нормативного правового акта
Перечень вопросов для участников публичных консультаций:
— являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем изменения регулирования?
— является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения?
— является ли предлагаемое регулирование наиболее предпочтительным способом решения проблем?
— какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?
— какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?
— существуют ли альтернативные более эффективные способы решения проблем?
— ваше общее мнение относительно предлагаемого регулирования.
Иная информация, которая позволяет оценить необходимость введения предлагаемого регулирования:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контакты и сроки для обсуждения информации уведомления:
1. Предложения принимаются: | |
— по электронной почте | asanbekovaaisuluu.fsa.kg@gmail.com |
— на почтовый адрес | г. Бишкек, пр. Чуй, 114, 3 этаж |
2. Срок приема предложений не позднее | До 30.04.2025г. |
3. Срок размещения Реестра предложений и ответов на официальном сайте органа разработчика не позднее | 01.05.2025 г. |