Служба регулирования и надзора за финансовым рынком при Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики извещает о начале обсуждения правового регулирования и сборе предложений заинтересованных лиц.
1. Описание проблем, на решение которых направлено предлагаемое регулирование
– Риск увеличения инвестиционного риска, обусловленного снижением устойчивости и надежности профессиональных участников рынка ценных бумаг
Установление требований к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, включая минимальный уровень собственных средств, обусловлено рядом ключевых факторов. Финансовый рынок отличается высокой сложностью структуры, наличием развитого и постоянно меняющегося регулирования, а также узкой специализацией его участников в зависимости от видов профессиональной деятельности.
Клиенты доверяют профессиональным участникам свои финансовые активы, поэтому квалифицированное и надежное обслуживание становится критически важным условием для поддержания этого доверия.
Требования к капитализации профессиональных участников рынка направлены на обеспечение их финансовой устойчивости, надежности и способности своевременно выполнять обязательства перед клиентами. Эти меры позволяют снизить риски для инвесторов, укрепить доверие к рынку, повысить конкурентоспособность участников и обеспечить соответствие современным международным стандартам и регуляторным требованиям.
Однако в настоящее время действующие требования к уровню собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг являются устаревшими и не обеспечивают должного уровня защиты прав потребителей.
– Риски снижения конкурентоспособности национальных профессиональных участников рынка ценных бумаг при условии создания единого рынка ценных бумаг в рамках Евразийского экономического союза
Согласно требованиям статьи 70 Договора о Евразийском экономическом союзе, государства-члены в рамках Союза намерены проводить согласованное регулирование финансовых рынков. Это включает создание общего финансового рынка, обеспечение недискриминационного доступа к финансовым рынкам государств-членов, а также создание условий для взаимного признания лицензий на оказание услуг на рынке ценных бумаг, выданных уполномоченными органами одного государства-члена, на территориях других государств-членов.
В связи с этим создание единого финансового рынка предполагает усиление конкуренции между профессиональными участниками рынка ценных бумаг стран Союза. Участники рынка из государств-членов получат доступ к финансовому рынку Кыргызской Республики.
Однако, учитывая, что финансовые рынки таких стран, как Российская Федерация и Республика Казахстан, обладают более высоким уровнем развития по сравнению с отечественным рынком ценных бумаг, возникает риск снижения конкурентоспособности национальных профессиональных участников.
2. Описание цели предлагаемого регулирования и способа решения проблем
Целью инициирования проекта нормативного правового акта является обеспечение устойчивого и эффективного функционирования небанковского финансового рынка, удовлетворяющего потребностям реального сектора экономики и населения страны в получении качественных услуг по привлечению финансовых ресурсов и трансформации их и сбережений в инвестиции.
Достижение поставленных целей предполагается путем внесения изменений в Положение о нормативных показателях достаточности собственных средств, устанавливаемых для профессиональных участников рынка ценных бумаг, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 15 августа 2011 года № 467, в части увеличения уставного капитала профессиональных участников рынка ценных бумаг.
3. Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования
Качественные индикаторы достижения цели:
– укрепление устойчивости, надежности небанковской финансовой системы;
– увеличение гибкости и способности небанковской финансовой системы противостоять внешним шокам в разных экономических ситуациях;
– снижение уровня инвестиционного риска на рынке ценных бумаг через обеспечение должной защиты законных прав и интересов инвесторов;
– своевременность покрытия убытков и потенциальных потерь, связанных с деятельностью профессиональных участников;
– повышение доверия к профессиональным участникам рынка ценных бумаг со стороны инвесторов;
– международное сотрудничество в сфере рынка ценных бумаг;
– создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.
Количественные индикаторы достижения цели:
– увеличение количества сделок с ценными бумагами;
– мультипликативный эффект при увеличении капитала профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Ожидаемые выгоды и преимуществ предлагаемого регулирования:
– принятие превентивных мер по предотвращению риска снижения устойчивости и надежности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также риска снижения конкурентоспособности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
– дальнейшее развитие рынка ценных бумаг в целях увеличения доверия к профессиональным участникам рынка ценных бумаг и защиты интересов потребителей/инвесторов;
– принятие мер по созданию единого финансового рынка в рамках Евразийского экономического союза.
4. Оценка возможных неблагоприятных последствий
В результате принятия проекта нормативного правового акта возникновение негативных последствий не ожидается.
5. Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства — адресатов предлагаемого регулирования
На данный момент, согласно данным реестра профессиональных участников рынка ценных бумаг, профессиональную деятельность на территории Кыргызской Республики осуществляют:
– организаторы торговли на рынке ценных бумаг – 5;
– депозитарная деятельность –15;
– брокерская деятельность – 82;
– дилерская деятельность – 67;
– ведение реестра владельцев ценных бумаг – 19;
– доверительное управление инвестиционными активами – 46;
– инвестиционный фонд – 3.
Предполагается установление требований об увеличении уставного капитала всех профессиональных участников рынка ценных бумаг, независимо от вида их деятельности.
6. Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением:
Возможные расходы профессиональных участников рынка ценных бумаг будут связаны с увеличением уставного капитала, при условии не достижения минимального размера уставного капитала, установленного проектом нормативного правового акта.
7. Приблизительная оценка расходов и выгод бюджета Кыргызской Республики, связанных с введением предлагаемого регулирования:
Расходы, необходимые для государственного регулирования, будут покрыты в рамках утвержденного государственного бюджета на соответствующий год.
Принятие проекта нормативного правового акта не повлечет дополнительных расходов из государственного бюджета Кыргызской Республики.
Расчет выгод бюджета Кыргызской Республики не возможен.
Контакты и сроки для обсуждения информации уведомления
1. Предложения принимаются: | |
— по электронной почте | ahmetova.fsa.kg@gmail.com |
— на почтовый адрес | г. Бишкек, пр. Чуй, 114 |
2. Срок приема предложений не позднее | 23.12.2024 г. |
3. Срок размещения Реестра предложений и ответов на официальном сайте органа разработчика не позднее | 23.01.2025 г. |
Приложение к уведомлению о разработке проекта нормативного правового акта
Перечень вопросов для участников публичных консультаций:
– являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем изменения регулирования?
– является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения?
– является ли предлагаемое регулирование наиболее предпочтительным способом решения проблем?
– какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?
– какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?
– существуют ли альтернативные более эффективные способы решения проблем?
– ваше общее мнение относительно предлагаемого регулирования.
РЕЕСТР
предложений и ответов
Рег. № | Замечания и (или) предложения | Автор (участник публичных консультаций) | Дата получения | Позиция органа-разработчика |