УВЕДОМЛЕНИЕ
о разработке проекта нормативного правового акта
Настоящим, Служба регулирования и надзора за финансовым рынком при Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики извещает о начале обсуждения проекта Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере бухгалтерского учета и аудиторской деятельности»
1. Описание проблем, на решение которых направлено предлагаемое регулирование:
Проблема, на решение которой направлено предлагаемое регулирование, состоит в том, чтобы устранить неточности и совершенствовать нормативные правовые акты в сфере бухгалтерской и аудиторской деятельности в Кыргызской Республике.
Предложенное регулирование предполагает пересмотр и доработку норм нормативных актов для того, чтобы адаптировать правовую базу под развитие рынка бухгалтерского учета и аудиторской деятельности, и создания более ясной и стабильной правовой среды для участников данного рынка. В свою очередь, это будет способствовать увеличению прозрачности на вышеуказанном рынке и созданию благоприятных условий всех участников рынка.
2. Описание цели предлагаемого регулирования (при возможности, привести соответствующие количественные и качественные показатели) и способа решения проблем:
В целях усиления ответственности аудиторских организаций и качества оказываемых услуг, допущенных к аудиту субъектов публичных и крупных предприятий и усовершенствования нормативно-правовой базы, приведения ее в соответствие с международными стандартами в области аудита, исключения противоречий, коллизий и устранения пробелов законодательства в сфере бухгалтерского учета и аудиторской деятельности, а также на выработку необходимых мер по реализации норм права и организующих механизмов уполномоченного государственного органа для достижения правоприменительной практики вышеуказанного закона.
В связи с вышеизложенным, требуется внесение изменений в Закон Кыргызской Республики «Об аудиторской деятельности», Закон Кыргызской Республики «Об акционерных обществах», Закон Кыргызской Республики «О бухгалтерском учете», Закон Кыргызской Республики «О государственных закупках».
3. Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования (при возможности, привести соответствующие количественные и качественные показатели):
Исключит противоречия, коллизии и пробелы законодательства в сфере бухгалтерского учета и аудиторской деятельности.
Требование использования актуальных стандартов позволит повысить качество услуг, оказываемых аудиторскими организациями, повысить их конкурентоспособность в условиях единого рынка;
Ограничит доступ маленьких аудиторских компаний, не имеющих возможности выполнить требования применимых стандартов, к аудиту субъектов публичного интереса и субъектов крупного предпринимательства. Такие компании либо будут объединяться, чтобы иметь возможность соблюсти требования стандартов, либо оказывать услуги клиентам, не являющимися субъектами публичного интереса и субъектами крупного предпринимательства. Более крупные компании в состоянии оказать качественные услуги, что позволит реально повысить доверие к финансовой отчетности, позволит аудиторским компаниям КР быть конкурентными на едином рынке аудиторских услуг и укрепит доверие к профессии;
Позволит профессиональным аудиторским объединениям более эффективно функционировать, снизит нагрузку на регулирующий орган, будет способствовать объединению профессии, повышению профессиональной компетентности специалистов в области бухгалтерского учета и аудита;
Позволит избежать дефицита аудиторов до момента, когда будут подготовлены кандидаты на получение квалификации аудитора по квалификационной программе, соответствующей современным требованиям Международных стандартов образования.
4. Оценка возможных неблагоприятных последствий (при возможности, привести соответствующие количественные и качественные показатели):
В результате принятия проекта данного законопроекта возникновения негативных последствий не ожидается.
5. Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства — адресатов предлагаемого регулирования:
В настоящее время в Едином государственном реестре аудиторов, аудиторских организаций, профессиональных аудиторских объединений зарегистрировано:
– 172 аудиторов;
– 56 аудиторских организаций;
– 4 профессиональных аудиторских объединений.
6. Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением:
В действующем Законе «Об аудиторской деятельности», право на осуществление аудита субъектов публичного интереса имеют право аудиторские организации, включенные в Единый государственный реестр, утвержденный Постановлением кабинета министров КР от 7 октября 2022 года № 550 «Об утверждении порядка ведения Единого государственного реестра аудиторов, аудиторских организаций, профессиональных объединений». В этой связи необходимо создать условия для эффективного контроля качества аудиторских услуг при проведении аудита, усиления институционального потенциала в области регулирования корпоративной финансовой отчетности и аудита, а также разработать новые нормы правового регулирования аудиторской деятельности в целях создания основы для осуществления аудиторской деятельности.
Уставный капитал аудиторских организаций составляет 100 000 сомов. Учитывая тот факт, что Единый государственный реестр подразделяет аудиторские организации на право проведения аудита малого и среднего предпринимательства и на право по аудиту субъектов публичного интереса, субъектов крупного предпринимательства, то в этой связи необходимо для таких категорий аудиторских организаций установить различные требования по Уставному капиталу. Так как проведение аудита субъектов публичного интереса и субъектов крупного предпринимательства требует более подготовленный персонал сотрудников, количество аудиторов не менее 3 человек, больший стаж и опыт в аудиторской деятельности, соответственно такие требования должны иметь компании, которые дорожат своей репутацией и Уставный капитал у таких компаний соответственно должен быть выше, так как аудит вышеуказанных субъектов относится к более высокорискованным. Чтобы содержать штат из 3 аудиторов и ассистентов аудиторов, аудиторской организации необходимы будут дополнительные средства. Аудиторы также обязаны ежегодно проходить курсы повышения квалификации, которые также потребуют дополнительные средства. Согласно новым требованиям, аудиторские организации обязаны ежегодно перечислять в уполномоченный орган сбор за ведение государственного реестра и сбор зависит от категории аудиторской организации. Так сбор для аудиторов составляет 20 расчетных показателей, или 2 000 сомов, для аудиторских организаций, допущенных к аудиту субъектов публичного интереса, субъектов крупного предпринимательства составляет 50 расчетных показателей, или 50 000 сомов. Соответственно для таких организаций общая сумма сбора составит 56 000 сомов, и эта сумма расходов подлежит только в Уполномоченный орган. Проведение аудита субъектов публичного интереса, субъектов крупного предпринимательства требует от аудиторских организаций больших трудозатрат и проведения постоянного внутреннего контроля качества за формированием рабочих файлов на всем этапе проведения аудита. Соответственно, контролер качества, который не участвует в процессе аудита, также должен быть в штате компании.
К примеру, минимальные ежемесячные расходы аудиторской компании составят следующие (на 2024 год согласно официальным данным Статистического комитета КР, минимальная средняя зарплата по г. Бишкек установлена в размере 30 749 сомов):
Аудиторы – 3 человека в среднем зарплата 35 000 * 3 = 105 000 сомов;
Ассистенты аудитора – 2 человек в среднем зарплата 30 000 = 60 000 сомов;
Страховые взносы на 5 человек 165 000*17,25%=28 462,5 сомов.
Итого расходы на зарплату составят 193 462,5 сомов.
Общие административные расходы (канцтовары, интернет, связь, налоги и другие расходы) – 50 000 сомов.
Итого минимальные постоянные ежемесячные расходы примерно составят 243 462,5 сомов.
Ежегодный сбор, который необходимо оплатить в Уполномоченный орган до 30 января составит 56 000 сомов.
В этой связи необходимо установить Уставный капитал для аудиторских организаций, допущенных для аудита субъектов публичного интереса, субъектов крупного предпринимательства в размере 500 000 сомов, который может быть сформирован как денежными средствами, так и за счет средств нераспределенной прибыли прошлых лет.
К примеру, при принятии изменений в Закон, аудиторские организации, которые осуществляют аудиторскую деятельность 5 и более лет, смогут сформировать Уставный капитал за счет нераспределенной прибыли, накопленной за последний год или предыдущие годы. Соответственно, для таких аудиторских организаций не будет дополнительной нагрузки. В настоящее время в Едином государственном реестре зарегистрировано 33 аудиторские организации, которую осуществляют деятельность два и более лет. А новые аудиторские организации для того, чтобы войти в реестр, допущенных к аудиту субъектов публичного интереса, субъектов крупного предпринимательства, обязаны будут сформировать денежными средствами Уставный капитал в размере 500 000 сомов.
Аудиторская деятельность относится в высокорискованной деятельности, также как и банковский сектор и сектор страхования. Уставный капитал для банковской деятельности установлен 600 млн. сомов, для страховых компаний не менее 150 млн. сомов. В этой связи Уставный капитал для аудиторских организаций, допущенных к аудиту субъектов публичного интереса, субъектов крупного предпринимательства рекомендуемся повысить до 500 тыс. сомов. Но ответственность на аудиторов не ниже, чем у вышеперечисленного сектора услуг.
7. Приблизительная оценка расходов и выгод республиканского/местного бюджета, связанных с введением предлагаемого регулирования:
Принятие Законопроекта не повлечет дополнительных расходов из государственного бюджета Кыргызской Республики.
К уведомлению прилагаются:
Перечень вопросов для участников публичных консультаций:
— являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем изменения регулирования;
— является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения;
— является ли предлагаемое регулирование наиболее предпочтительным способом решения проблем;
— какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования;
— какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования;
— существуют ли альтернативные более эффективные способы решения проблем;
— ваше общее мнение относительно предлагаемого регулирования.
Контакты и сроки для обсуждения информации уведомления:
1. Предложения принимаются: | |
— по электронной почте | gosfinnadzorbua@mail.ru |
— на почтовый адрес | 720040, г. Бишкек, пр. Чуй, 114 |
2. Срок приема предложений не позднее | 01.03.2024г |
3. Срок размещения Реестра предложений и ответов на официальном сайте органа разработчика не позднее | 04.03.2024г |