В рамках реализации Стратегического плана работы на 2024–2026 годы по подготовке и проведению взаимной оценки Кыргызской Республики (Протокол № 10 от 13 июня 2024 года), а также во исполнение Перечня рекомендуемых мер по итогам встреч экспертов Секретариата ЕАГ с представителями государственных органов Кыргызской Республики и решения 13-го заседания Комиссии по вопросам ПФТД/ЛПД Кыргызской Республики от 30 января 2025 года Службой регулирования и надзора за финансовым рынком проведена секторальная оценка деятельности товарных бирж.
Рабочая группа, созданная приказом от 23 апреля 2025 года № 196-п, осуществила исследование в тесной координации с Государственной службой финансовой разведки Кыргызской Республики. В работе также приняли участие представители правоохранительных органов (ГКНБ, МВД, Генеральная прокуратура КР), Государственной налоговой службы, а также представители товарных
Оценка охватывала период с 2021 по 2024 годы и была направлена на выявление потенциальных рисков отмывания денег и финансирования терроризма в секторе деятельности товарных бирж, а также их возможного влияния на развитие сектора и экономики страны в целом.
Сбор и анализ информации осуществлялся на основе статистических данных, аналитических материалов, информации правоохранительных органов и надзорных отчетов.
В соответствии со статьей 1 Закона Кыргызской Республики «О товарной бирже и биржевой торговле в Кыргызской Республике» от 29 июня 1992 года № 915-XII товарная биржа — организация, создающая условия для торговли товарами по свободным ценам, осуществляющая свою деятельность в виде публичных (открытых и/или закрытых), селекторных и электронных торгов (аукционов) по установленным правилам (правилам биржевой торговли).
Обязанности товарных бирж, как субъектов ПФТД/ЛПД, включают:
- идентификацию клиентов и их бенефициарных владельцев;
- внедрение процедур внутреннего контроля и управления рисками;
- назначение уполномоченного лица по вопросам ПФТД/ЛПД;
- регулярное обучение сотрудников;
- направление сообщений о подозрительных операциях в ГСФР КР;
- хранение документов, подтверждающих выполнение обязанностей, не менее пяти лет.
Основные выводы оценки:
В Кыргызской Республике зарегистрировано 15 товарных бирж, но активную деятельность ведут лишь единицы. Торги преимущественно проходят в пилотном режиме на площадке ЗАО «Кыргызская фондовая биржа».
Международные сделки через товарные биржи не осуществлялись.
За период 2021–2024 гг. правоохранительными органами не выявлено фактов использования товарных бирж в целях ПОД/ФТ.
Сектор остаётся ограниченным по масштабу; его основная специализация — торговля сельскохозяйственной продукцией.
Итоговая оценка риска: уровень риска ПОД/ФТ в секторе товарных бирж определён как средний. На сегодняшний день товарные биржи не играют существенной роли в схемах отмывания преступных доходов. Вместе с тем для развития сектора требуется совершенствование законодательства, расширение перечня биржевых товаров и создание благоприятных условий для участников.
Рекомендованные меры по снижению рисков:
- обязательное обучение сотрудников товарных бирж по вопросам ПОД/ФТ;
- внедрение риск-ориентированного подхода;
- усиление контроля за раскрытием бенефициарных владельцев;
- создание единого государственного реестра товарных бирж и ведение комплексной статистики;
- разработка проекта нового Закона Кыргызской Республики «О товарных биржах».
Финнадзор продолжит работу по совершенствованию регулирования и надзора за деятельностью товарных бирж с целью повышения прозрачности, развития сектора и минимизации рисков его использования в противоправных целях.