Настоящим, Служба регулирования и надзора за финансовым рынком при Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики извещает о начале разработки проекта Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере рынка ценных бумаг» (далее по тексту – Законопроект), а также о сборе предложений заинтересованных лиц.
Законопроект разрабатывается в рамках проводимой государственной политики по дебюрократизации, цифровой трансформации и улучшению делового климата в Кыргызской Республике, во исполнение протокольного поручения заседания Межведомственной комиссии по мониторингу реализации Указа Президента Кыргызской Республики «О дополнительных мерах по повышению эффективности и дебюрократизации системы государственной службы Кыргызской Республики» от 10 марта 2025 года № 83, а также во исполнение пункта 2 Протокола совещание у первого заместителя председателя Кабинета Министров Кыргызской Республики от 3 апреля 2025 года № 18-3503.
1. Проблема, на решение которой направлено предлагаемое регулирование
Целью проекта Закона является упрощение и оптимизация отдельных процедур регулирования рынка ценных бумаг в целях снижения административной нагрузки на участников рынка, устранения избыточных требований, повышения прозрачности и эффективности регулирования, а также адаптации нормативной правовой базы к современным условиям цифровизации.
Задачи проекта Закона:
– обеспечить более доступный и оперативный механизм раскрытия информации публичными компаниями с использованием цифровых каналов;
– повысить качество и прозрачность сертификации профессиональных участников рынка ценных бумаг через вовлечение саморегулируемых организаций (СРО);
– предоставить акционерным обществам гибкий инструмент управления прибылью, включая возможность выплаты дивидендов за счет нераспределенной прибыли прошлых лет, с одновременным обеспечением контроля со стороны регулятора для предотвращения рисков.
2. Цель предлагаемого регулирования и способ решения проблемы
Целью настоящего законопроекта является:
— предоставление акционерным обществам права использовать нераспределенную прибыль прошлых лет для выплаты дивидендов;
— установление механизма контроля со стороны уполномоченного органа по регулированию рынка ценных бумаг за принятием таких решений.
Основные задачи:
— обеспечение прозрачности и ответственности при распределении прибыли;
— защита прав акционеров, в том числе миноритарных;
— предотвращение возможных злоупотреблений со стороны органов управления акционерных обществ.
3. Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования
Качественные индикаторы достижения цели:
— упрощение порядка раскрытия информации публичными компаниями;
– передача функции сертификации профессиональных участников рынка ценных бумаг саморегулируемой организации;
– укрепление репутации эмитентов.
Количественные индикаторы достижения цели:
Для акционерных обществ:
-повышение гибкости в финансовом планировании;
-возможность улучшения финансовой репутации и инвестиционной привлекательности;
-рост интереса инвесторов и акционеров за счет повышения уровня доходности.
Для акционеров:
-получение дивидендов в периоды, когда текущая прибыль недостаточна, но накоплены нераспределенные средства;
-повышение прозрачности и защищенности прав.
Для государства:
-улучшение инвестиционного климата;
-развитие корпоративного сектора и фондового рынка;
-стимулирование долгосрочных инвестиций в экономику страны.
Ожидаемые выгоды и преимуществ предлагаемого регулирования:
-повышение инвестиционной привлекательности акционерных обществ;
-повышение доходности инвестиций для акционеров;
-укрепление доверия инвесторов к фондовому рынку Кыргызской Республики.
4. Оценка возможных неблагоприятных последствий
В результате принятия Законопроекта возникновение негативных последствий не ожидается.
5. Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства – адресатов предлагаемого регулирования:
Потенциальные адресаты регулирования:
— акционерные общества, включая публичные компании;
— акционеры, в том числе миноритарные;
— профессиональные участники рынка ценных бумаг.
По представленным годовым отчетам ОАО, 140 обществ получили прибыль по итогам 2022 года в сумме 73,8 млрд. сомов, из них по 12 Обществам было принято решение акционерами не направлять полученную прибыль на дивиденды.
Остальные 128 обществ, решением собрания акционеров распределили прибыль на выплату дивидендов. По представленным данным годового отчета ОАО за 2022 год, сумма начисленных дивидендов составила 13,1 млрд. сомов,
6. Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением:
Предлагаемое регулирование не влечет значительных дополнительных расходов для субъектов регулирования и государства, при этом обеспечивает ощутимые выгоды в части повышения эффективности корпоративного управления, увеличения дивидендных выплат и усиления защиты прав инвесторов.
7. Приблизительная оценка расходов и выгод бюджета Кыргызской Республики, связанных с введением предлагаемого регулирования:
Принятие Законопроекта не повлечет дополнительных расходов из государственного бюджета Кыргызской Республики и не окажет негативного влияния на фискальную стабильность.
Выгода бюджета Кыргызской Республики заключается в возможности появления дополнительных налоговых поступлений.
Контакты и сроки для обсуждения информации уведомления
1. Предложения принимаются: | |
— по электронной почте | Fsa-cm@mail.ru |
— на почтовый адрес | г. Бишкек, пр. Чуй, 114 |
2. Срок приема предложений не позднее | 18 августа 2025 года |
3. Срок размещения Реестра предложений и ответов на официальном сайте органа разработчика не позднее | 19 августа 2025 года |