Общественная приемная: +996-312-62-44-81     Приемная председателя: +996-312-62-44-60 

 Версия сайта для слабовидящих
✕

 Общ. приемная:  +996-312-62-44-81         Приемная председателя: +996-312-62-44-60        fsa@fsa.gov.kg

лого фин надзор 180
  • ГЛАВНАЯ
  • О ФИННАДЗОРЕ
    • Руководство
    • Структура
    • Правовые основы деятельности
    • Вакансии
    • Отчеты об итогах деятельности Финнадзора
    • Антикоррупция
      • Планы
      • Отчеты
    • Галерея
      • Видеозаписи
      • Фотографии
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    • Рынок ценных бумаг
      • Новости
      • Нормативные правовые документы
      • Проекты НПА
      • Экспертный совет
    • Страхование
      • Новости
      • Нормативные правовые документы
      • Проекты НПА
      • Экспертный совет
      • Страховые премии и выплаты
      • ОСАГО
    • Накопительная пенсионная система
      • Новости
      • Нормативные правовые документы
      • Проекты НПА
    • Бухгалтерский учет, финансовая отчетность и аудит
      • Новости
      • Нормативные правовые документы
      • Проекты НПА
      • Экспертный совет
      • Международные стандарты
      • Список аудиторов
    • Ломбарды
      • Новости
      • Нормативные правовые документы
      • Проекты НПА
    • Лотерея
      • Новости
      • Нормативные правовые документы
      • Проекты НПА
    • Виртуальные активы
      • Новости
      • Нормативные правовые документы
      • Проекты НПА
      • Формы отчетностей по операциям ПУВА
    • Игорная деятельность
      • Новости
      • Нормативные правовые документы
      • Проекты НПА
    • Лицензии и разрешения
      • Новости
      • Нормативные правовые документы
      • Проекты НПА
      • Инструкции для получения лицензий и сертификатов
    • Лизинговая деятельность
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
    • Нормативные правовые документы
    • Проекты НПА
  • НОВОСТИ
    • Пресс-релиз
    • СМИ о Нас
  • РЕЕСТРЫ
  • КОНТАКТЫ
✕
  • ГЛАВНАЯ
  • О ФИННАДЗОРЕ
    • Руководство
    • Структура
    • Правовые основы деятельности
    • Вакансии
    • Отчеты об итогах деятельности Финнадзора
    • Антикоррупция
      • Планы
      • Отчеты
    • Галерея
      • Видеозаписи
      • Фотографии
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    • Рынок ценных бумаг
      • Новости
      • Нормативные правовые документы
      • Проекты НПА
      • Экспертный совет
    • Страхование
      • Новости
      • Нормативные правовые документы
      • Проекты НПА
      • Экспертный совет
      • Страховые премии и выплаты
      • ОСАГО
    • Накопительная пенсионная система
      • Новости
      • Нормативные правовые документы
      • Проекты НПА
    • Бухгалтерский учет, финансовая отчетность и аудит
      • Новости
      • Нормативные правовые документы
      • Проекты НПА
      • Экспертный совет
      • Международные стандарты
      • Список аудиторов
    • Ломбарды
      • Новости
      • Нормативные правовые документы
      • Проекты НПА
    • Лотерея
      • Новости
      • Нормативные правовые документы
      • Проекты НПА
    • Виртуальные активы
      • Новости
      • Нормативные правовые документы
      • Проекты НПА
      • Формы отчетностей по операциям ПУВА
    • Игорная деятельность
      • Новости
      • Нормативные правовые документы
      • Проекты НПА
    • Лицензии и разрешения
      • Новости
      • Нормативные правовые документы
      • Проекты НПА
      • Инструкции для получения лицензий и сертификатов
    • Лизинговая деятельность
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
    • Нормативные правовые документы
    • Проекты НПА
  • НОВОСТИ
    • Пресс-релиз
    • СМИ о Нас
  • РЕЕСТРЫ
  • КОНТАКТЫ

О разработке проекта нормативного правового акта

  • Главная
  • Деятельность Ломбарды
  • О разработке проекта нормативного правового акта
24.07.2025

Настоящим Служба регулирования и надзора за финансовым рынком при Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики извещает о начале обсуждения правового регулирования и сборе предложений заинтересованных лиц.

1. Описание проблем, на решение которых направлено предлагаемое регулирование 

Увеличение уставного капитала для деятельности ломбардов необходимо для пополнения ресурсов компаний, предоставления дополнительных возможностей для расширения своей деятельности, оснащения высокотехнологичным и модернизированным оборудованием, повышения потенциала и эффективности деятельности ломбардов для качественного обслуживания клиентов.

  В соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики «О вопросах ломбардной деятельности» от 8 июня 2017 года №353, минимальный размер уставного капитала ломбардов составляет в размере 3 000 000 сомов. 

  Ломбардам желательно иметь большой размер уставного капитала, размер которого играет роль, когда:

  -компания рассчитывает получить банковский кредит. Уставный капитал компании выступает в роли гаранта для кредиторов – по его размерам банк судит о финансовой устойчивости заемщика. С учетом ежегодной инфляции, на данный момент становится ясно, что сумма в 3 000 000 сомов,  который сейчас сформирован большинством количеством ломбардов, не добавляет шансов на получение кредита, а иногда и вовсе служит одной из причин отказа в его выдаче. Данный размер капитала недостаточен для развития и полноценного функционирования ломбарда в течении более длительного времени. Полагаем, что регистрация и появление юридических лиц, субъекта ломбардной деятельности не рассчитано на месячное или квартальное существование. Появление месячных или квартальных (однодневных) компаний способствует только появлению рисков для работы с населением, наносит в целом ущерб имиджу развитию ломбардной деятельности республики.

  В этом плане необходимо отметить о тенденции ежегодного роста количества ломбардов в республике, при этом отдельные субъекты в отдаленных регионах не имеют соответствующего разрешения на данный вид деятельности. А получившие разрешения не всегда находятся по зарегистрированному юридическому адресу (смена места нахождения, расположения, не постоянное обслуживание клиентов в течении дня – факты, которые имеют место).

  Крупный размер уставного капитала – одно из тех конкурентных преимуществ, которое может послужить финансовой гарантией и повысить имидж компании.

  Увеличить уставный капитал компания может различными способами – как за счет собственных средств, так и вкладов со стороны.

2. Описание цели предлагаемого регулирования и способа решения проблем:

Основная цель государственного регулирования заключается в установлении и в обеспечении повышения минимального размера уставного капитала ломбардов, в результате которого будут решены следующие задачи:

-предоставление возможностей для расширения деятельности ломбардов;

-обеспечение роста объемов и качества предоставляемых услуг;

-повышение уровня финансовой устойчивости деятельности ломбардов.

Незначительный объем финансовых средств не позволяет улучшению технических возможностей для деятельности ломбардов, приобретению качественного и современного оборудования, обеспечению качественной системы оценки и контроля, условий хранения заложенного имущества, последующие проблемы реализации невостребованного имущества и т.д. Отсутствие у ломбардов возможностей для привленения дополнительных финансовых средств, получения кредитов в виду отсутствия залогового обеспечения.

Данный вариант предпологает государственное вмешательство, т.е. регулирование деятельности ломбардов по размеру уставного капитала, путем создания нормативной правовой базы для всех заинтересованных сторон, принятие единых правил деятельности.

Предлагаемое регулирование

На сегодняшний день для обеспечения финансовой устойчивости и повышения эффективности деятельности ломбардов возникла необходимость увеличение минимального размера уставного капитала с 1 июля 2026 года до 20 000 000 (двадцать миллионов) сомов.

Повышение уставного капитала в перспективе приведет к снижению процентных ставок по залогам, что может привести к сохранению числа клиентов ломбардов и увеличению ее прибыли из-за не очень высокой ценой залогового имущества клиента для его выкупа. И прежде всего, приведет к увеличению ее финансовой независимости. Увеличить уставный капитал можно за счет имущества общества, или за счет дополнительных вкладов участников общества, или за счет вкладов третьих лиц. Появление солидных с хорошей репутацией и с хорошей историей компаний, более крупных ломбардов, обладающих более широкими возможностями в финансовых средствах будут только способствовать развитию данной сферы финансового рынка.

Государственное регулирование в области небанковского финансового рынка и всех участников ломбардной деятельности, а также государственный контроль осуществляется уполномоченным государственным органом, проводящим единую государственную политику по регулированию деятельности ломбардов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.                                                                                                                 Необходимость государственного воздействия на развитие небанковского финансового рынка, обусловлена созданием единой государственной политики на развитие ломбардов.

Распространение норм Закона Кыргызской Республики «О деятельности ломбардов в Кыргызской Республике» на небанковский финансовый рынок связано с необходимостью осуществления государственного регулирования с целью его развития. Основной сутью является принятие проекта постановления Кабинета Министровь Кыргызской Республики в части установления и в обеспечении повышения минимального размера уставного капитала ломбардов;

-предоставление возможностей для расширения деятельности ломбардов;                               -обеспечение роста объемов и качества предоставляемых услуг;                                                     -повышение уровня финансовой устойчивости деятельности ломбардов.                                   

Для достижения этих целей предлагается принять проект постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики «О внесении изменений в постановление Правительства Кыргызской Республики «О вопросах ломбардной деятельности»

3. Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования

Наименование индикатораОжидаемое изменение
Количественные индикаторы: Появление на рынке более крупных ломбардов с финансовым устойчивым капиталом.Появление солидных с хорошей репутацией и с хорошей историей компаний, более крупных ломбардов, обладающих более широкими возможностями в финансовых средствах будут только способствовать развитию сферы финансового рынка.
Качественные индикаторы: 
Предоставление возможностей для расширения деятельности ломбарда.Повышение уставного капитала в перспективе приведет к снижениею процентных ставок по залогам, что может привести сохранению числа клиентов ломбардов и увеличению ее прибыли из-за не очень высокой ценой залогового имущества клиента для ее выкупа. И прежде всего, приведет к увеличению ее финансовой независимости

4. Оценка возможных неблагоприятных последствий

Не ожидается.

5. Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства — адресатов предлагаемого регулирования:

Согласно реестра ломбардов по состоянию на 1 июля 2025 года числиться 431 лицензтрованных ломбарда, 36 % которых находится в г. Бишкек, Ошская обл 21% , Жалал-Абадская обл 12% и другие области составляют 31%.

6. Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением:

Расходы: не ожидаются

Выгоды: Конкретную сумму выгод не предоставляется возможным подсчитать они выражены качественными показателями

7. Приблизительная оценка расходов и выгод республиканского/местного бюджета, связанных с введением предлагаемого регулирования:

Расходы: не ожидаются

Выгоды: Способствует росту налоговых поступлений за счёт вытеснения недобросовестных игроков и упорядочивания рынка.

1. Перечень вопросов для участников публичных консультаций:

— являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем изменения регулирования;

— является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения;

— является ли предлагаемый способ решения проблем (регулирование) наиболее предпочтительным;

— какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования;

— какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования;

— существуют ли более эффективные альтернативные способы решения проблем;

— общее мнение относительно предлагаемого регулирования.

2. Иная информация, которая позволяет оценить необходимость введения предлагаемого регулирования.

Контакты и сроки для обсуждения информации уведомления:

1. Предложения принимаются: 
— по электронной почтеKojobaev.fsa.kg@gmail.com
— на почтовый адресг. Бишкек, пр.Чуй 114
2. Срок приема предложений не позднее11 августа 2025 года
3. Срок размещения Реестра предложений и ответов на официальном сайте органа разработчика не позднее22 августа 2025 года
Поделиться

Другие страницы

25.07.2025

Об отсутствии отношения Финнадзора к информации, размещённой на домене www.bnc.kg


Читать далее
25.07.2025

О подписании Закона Кыргызской Республики, устанавливающего уголовную ответственность за незаконную передачу электронных средств платежа, кошелька виртуального актива и SIM-карт


Читать далее
21.07.2025

КОНКУРС НА ВАКАНСИЮ


Читать далее

Наш адрес: Кыргызская Республика,
Почтовый индекс: 720040,
г.Бишкек, пр.Чуй,114
E-mail:fsa@fsa.gov.kg
Приемная председателя: +996-312-62-44-60
Общественная приемная: +996-312-62-44-81

Общественная приемная

+996 (312) 62-44-81

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

По вопросам работы сайта обращаться по телефону:

(+996 312) 96-13-10

График приема граждан:

Председатель Финнадзора по вторникам с 17:00 - 19:00 ч. Заместитель председателя Финнадзора по пятницам с 17:00 - 19:00 ч.

Предложения по улучшению сайта
   Онлайн обращение

© 2023 СЛУЖБА РЕГУЛИРОВАНИЯ И НАДЗОРА ЗА ФИНАНСОВЫМ РЫНКОМ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЭКОНОМИКИ И КОММЕРЦИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ