Настоящим, Служба регулирования и надзора за финансовым рынком при Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики (далее – Финнадзор), извещает о начале обсуждения правового регулирования лизинговой деятельности и о сборе предложений заинтересованных лиц.
- Описание проблем, на решение которых направлено предлагаемое регулирование:
Лизинг представляет собой ключевой инструмент альтернативного финансирования, способствующий обновлению производственных фондов, технической модернизации и устойчивому развитию малого и среднего предпринимательства (МСП). Его использование позволяет субъектам хозяйствования приобретать оборудование, технику и транспорт без значительных первоначальных инвестиций, что особенно важно в условиях ограниченного доступа к банковскому кредитованию.
На сегодняшний день Закон Кыргызской Республики «О финансовой аренде (лизинге)» (2002 г.) носит фрагментарный характер и не отвечает требованиям современного финансового рынка. В нём отсутствуют положения, направленные на обеспечение стабильности, прозрачности и управляемости лизингового сектора. Не регламентированы такие важнейшие аспекты, как:
- пруденциальное регулирование и надзор;
- требования к минимальному капиталу, ликвидности, структуре активов и качеству лизингового портфеля;
- стандарты корпоративного управления и внутреннего контроля;
- усиления механизмов противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).
Введение пруденциальных нормативов для лизинговых компаний является необходимым условием обеспечения их финансовой устойчивости, предотвращения системных рисков и защиты интересов лизингополучателей и инвесторов.
Создание комплексной системы оценки риска лизинговых активови включение ограниченийна операции с активами, связанными с отмыванием доходов, санкциями или экстремистской деятельностью, является критически важным элементом устойчивости сектора.
Актуальность предлагаемого законопроекта обусловлена необходимостью:
- устранения правовых пробелов;
- внедрения механизмов пруденциального регулирования;
- повышения прозрачности и устойчивости лизингового сектора;
Проект направлен на формирование конкурентоспособной, институционально зрелой и ориентированной на международные стандарты модели лизинга в Кыргызской Республике.
2. Описание цели предлагаемого регулирования и способа решения проблем:
Направлено соблюдение пруденциальных нормативов, а также обеспечение прозрачности финансовой отчетности лизинговых компаний, по противодействию финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, а также лизинговой деятельности для улучшения инвестиционного климата,
3. Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования:
Ожидаемая выгода и преимущества предлагаемого регулирования выражаются в нижеследующем:
Выгоды субъектов лизинговой деятельности в большей степени выражены качественными показателями, такими как увеличение финансовой надежности, увеличение доверия инвесторов и т.п. В связи с чем, не представляется возможным расчет выгод субъектов предпринимательства в денежном выражении.
4. Оценка возможных неблагоприятных последствий:
В результате принятия нормативных правовых актов в сфере лизинговой деятельности возникновения негативных последствий не ожидается.
5. Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства – адресатов предлагаемого регулирования:
По состоянию на май месяц 2025 года, Финнадзором было выдано 15 лицензий лизинговой деятельности.
6. Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением:
Дополнительные расходы для субъектов лизинговой деятельности заключается в проведение независимой аудиторской проверки в среднем составит от 200 000 до 400 000 сомов.
Дополнительные выгоды для субъектов лизинговой деятельности заключается в ниже следующем:
- повышение финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности лизинговых организаций;
- гармонизацию с международными стандартами регулирования небанковского финансового сектора;
- усиление механизмов противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ);
- повышение прозрачности, доверия и защиты интересов участников лизинговых правоотношений.
7. Приблизительная оценка расходов и выгод бюджета Кыргызской Республики, связанных с введением предлагаемого регулирования:
Введение предлагаемого регулирования не повлечет дополнительных расходов из государственного бюджета Кыргызской Республики. При этом возможен дополнительный приток налоговых отчислений в государственный бюджет Кыргызской Республики, ввиду увеличения доверия к лизинговой деятельности со стороны потребителей.
Приложение
к уведомлению о разработке
проекта нормативного правового акта
Перечень вопросов для участников публичных консультаций:
– являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем изменения регулирования?
– является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения?
– является ли предлагаемое регулирование наиболее предпочтительным способом решения проблем?
– какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?
– какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?
– существуют ли альтернативные более эффективные способы решения проблем?
– ваше общее мнение относительно предлагаемого регулирования.
Иная информация, которая позволяет оценить необходимость введения предлагаемого регулирования:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контакты и сроки для обсуждения информации уведомления:
1. Предложения принимаются: | |
— по электронной почте | Kojobaev.fsa.kg@gmail.com |
— на почтовый адрес | г. Бишкек, пр. Чуй, 114, 3 этаж |
2. Срок приема предложений не позднее | До 11.06.2025г. |
3. Срок размещения Реестра предложений и ответов на официальном сайте органа разработчика не позднее | 15.06.2025 г. |