Настоящим, Служба регулирования и надзора за финансовым рынком при Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики извещает о начале разработки проекта Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «Об акционерных обществах» (далее по тексту – Законопроект), а также о сборе предложений заинтересованных лиц.
Законопроект разрабатывается во исполнение пункта 2 Протокола совещание у первого заместителя председателя Кабинета Министров Кыргызской Республики от 3 апреля 2025 года № 18-3503.
1. Проблема, на решение которой направлено предлагаемое регулирование
Функционирование фондовых рынков в мире обеспечивает эффективный механизм привлечения инвестиционных средств для государственных и частных компаний. Фондовый рынок стал надежным источником финансового капитала для дальнейшего развития деятельности компаний и инструментом для инвестиционных вложений.
В соответствии с действующей редакцией Закона Кыргызской Республики «Об акционерных обществах», источником выплаты дивидендов является чистая прибыль акционерного общества, полученная по итогам отчетного года. Однако в практике корпоративного управления существует необходимость обеспечения большей гибкости в распределении финансовых ресурсов, в том числе путем использования нераспределенной прибыли прошлых лет.
Отсутствие в законе прямой нормы, допускающей направление нераспределенной прибыли прошлых лет на выплату дивидендов, ограничивает возможности акционерных обществ по эффективному управлению прибылью, а также снижает инвестиционную привлекательность общества для действующих и потенциальных акционеров.
В Кыргызской Республике фондовый рынок остается пока недостаточно развитым и на нем отсутствуют привлекательные для инвесторов финансовые инструменты. Необходимо придать импульс развитию фондового рынка Кыргызской Республики.
2. Цель предлагаемого регулирования и способ решения проблемы
Целью настоящего законопроекта является:
— предоставление акционерным обществам права использовать нераспределенную прибыль прошлых лет для выплаты дивидендов;
— установление механизма контроля со стороны уполномоченного органа по регулированию рынка ценных бумаг за принятием таких решений.
Основные задачи:
— обеспечение прозрачности и ответственности при распределении прибыли;
— защита прав акционеров, в том числе миноритарных;
— предотвращение возможных злоупотреблений со стороны органов управления акционерных обществ.
3. Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования
Качественные индикаторы достижения цели:
-указанное положение обеспечит баланс между необходимостью гибкого подхода к распределению прибыли и надлежащим уровнем надзора со стороны регулятора.
– создание благоприятных условий для привлечения инвестиций;
– укрепление репутации эмитентов.
Количественные индикаторы достижения цели:
Для акционерных обществ:
-повышение гибкости в финансовом планировании;
-возможность улучшения финансовой репутации и инвестиционной привлекательности;
-рост интереса инвесторов и акционеров за счет повышения уровня доходности.
Для акционеров:
-получение дивидендов в периоды, когда текущая прибыль недостаточна, но накоплены нераспределенные средства;
-повышение прозрачности и защищенности прав.
Для государства:
-улучшение инвестиционного климата;
-развитие корпоративного сектора и фондового рынка;
-стимулирование долгосрочных инвестиций в экономику страны.
Ожидаемые выгоды и преимуществ предлагаемого регулирования:
-повышение инвестиционной привлекательности акционерных обществ;
-повышение доходности инвестиций для акционеров;
-совершенствование корпоративного управления;
-укрепление доверия инвесторов к фондовому рынку Кыргызской Республики.
4. Оценка возможных неблагоприятных последствий
В результате принятия Законопроекта возникновение негативных последствий не ожидается.
5. Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства – адресатов предлагаемого регулирования:
Потенциальные адресаты регулирования:
— акционерные общества, включая публичные компании;
— акционеры, в том числе миноритарные;
— уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг.
По представленным годовым отчетам ОАО, 140 обществ получили прибыль по итогам 2022 года в сумме 73,8 млрд. сомов, из них по 12 Обществам было принято решение акционерами не направлять полученную прибыль на дивиденды.
Остальные 128 обществ, решением собрания акционеров распределили прибыль на выплату дивидендов. По представленным данным годового отчета ОАО за 2022 год, сумма начисленных дивидендов составила 13,1 млрд. сомов,
6. Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением:
Предлагаемое регулирование не влечет значительных дополнительных расходов для субъектов регулирования и государства, при этом обеспечивает ощутимые выгоды в части повышения эффективности корпоративного управления, увеличения дивидендных выплат и усиления защиты прав инвесторов.
7. Приблизительная оценка расходов и выгод бюджета Кыргызской Республики, связанных с введением предлагаемого регулирования:
Принятие Законопроекта не повлечет дополнительных расходов из государственного бюджета Кыргызской Республики и не окажет негативного влияния на фискальную стабильность.
Выгода бюджета Кыргызской Республики заключается в возможности появления дополнительных налоговых поступлений.
Контакты и сроки для обсуждения информации уведомления
1. Предложения принимаются: | |
— по электронной почте | Fsa-cm@mail.ru |
— на почтовый адрес | г. Бишкек, пр. Чуй, 114 |
2. Срок приема предложений не позднее | 15 мая 2025 года |
3. Срок размещения Реестра предложений и ответов на официальном сайте органа разработчика не позднее | 16 мая 2025 года |
Приложение 1
к уведомлению о разработке
проекта нормативного правового акта
Перечень вопросов для участников публичных консультаций:
— являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем изменения регулирования?
— является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения?
— является ли предлагаемое регулирование наиболее предпочтительным способом решения проблем?
— какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?
— какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?
— существуют ли альтернативные более эффективные способы решения проблем?
— ваше общее мнение относительно предлагаемого регулирования.