Настоящим, Служба регулирования и надзора за финансовым рынком при Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики, извещает о начале обсуждения проекта Закона Кыргызской Республики «О товарных биржах» и о сборе предложений заинтересованных лиц.
1. Описание проблемы, на решение которой направлено предлагаемое регулирование:
Предлагаемое регулирование направлено на решение ряда проблем, связанных с недостаточной урегулированностью и прозрачностью работы товарных бирж в Кыргызской Республике. В настоящее время система товарных бирж в стране не обладает достаточной правовой и институциональной основой для эффективного регулирования и обеспечения честных, прозрачных и стабильных рыночных условий. На фоне этого возникают несколько значимых проблем:
На данный момент в Кыргызской Республике существует потребность в единых стандартах и правилах для товарных бирж, которые бы регулировали их функционирование, правила заключения сделок и взаимодействие участников. Отсутствие унифицированных норм может приводить к юридической неопределенности, как для участников рынка, так и для контролирующих органов.
Из-за недостаточной прозрачности работы бирж, а также несоответствия стандартов международной практики, инвесторы и участники рынка часто проявляют настороженность в отношении торговых операций на товарных биржах Кыргызской Республики. Это сдерживает привлечение иностранных и внутренних инвестиций, ограничивает доступ к финансовым ресурсам для местных производителей и предпринимателей.
На текущий момент в законодательстве и правоприменительной практике отсутствует достаточно эффективный механизм контроля за деятельностью товарных бирж, что способствует возникновению манипуляций на рынке. Это создает угрозы для соблюдения норм рыночного ценообразования, а также для справедливой конкуренции, что особенно важно для малых и средних предприятий, активно участвующих в товарных торгах.
В связи с недостаточной регулировкой прав и обязанностей участников биржевых торгов (включая брокеров, маркет-мейкеров и других субъектов), возникают случаи ущемления интересов участников торгов. Также присутствуют риски мошенничества и манипуляций со стороны недобросовестных участников.
В условиях отсутствия прозрачности и адекватных механизмов мониторинга и контроля, товарные рынки могут стать уязвимыми для таких практик, как искусственное завышение или занижение цен, заключение фиктивных сделок, спекуляции и другие формы манипуляций. Эти практики подрывают доверие к рынку и затрудняют его нормальное функционирование.
В связи с низким уровнем правовой определенности и несовершенством процедур на национальном уровне, товарные биржи Кыргызстана не могут полноценно интегрироваться в международные торговые системы и обмениваться товарами на глобальных рынках. Это ограничивает возможности для экспорта и расширения внешней торговли для отечественных производителей.
Учитывая вышеизложенные проблемы становится очевидной необходимость разработки и внедрения эффективного законодательства, которое обеспечит высокий уровень прозрачности, честности и защиты интересов всех участников товарных бирж. Это регулирование должно способствовать созданию стабильной, предсказуемой и защищенной рыночной среды для всех сторон: от малых предпринимателей до крупных инвесторов и международных партнеров.
2. Описание цели предлагаемого регулирования и способа решения проблем:
Целью разрабатываемого проекта является создание эффективного правового механизма для регулирования деятельности товарных бирж. В частности, предлагается:
- разработка четких правил для участников биржевых торгов, включая брокеров, дилеров и маркет-мейкеров;
- обеспечение надлежащего контроля за соблюдением законодательства и предотвращение манипуляций на товарных рынках;
- защита прав участников торгов и стимулирование прозрачности в деятельности товарных бирж.
Предлагаемые изменения направлены на улучшение функционирования товарных бирж, обеспечение их более высоких стандартов и повышение прозрачности рыночных операций.
3. Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования:
Ожидаемые выгоды от принятия проекта Закона заключаются в следующем:
- увеличение прозрачности товарных бирж и снижение уровня коррупционных рисков;
- укрепление доверия со стороны инвесторов и участников товарного рынка;
- улучшение конкурентоспособности товарных бирж на международной арене;
- создание условий для привлечения инвестиций в экономику Кыргызской Республики.
Представление количественных показателей выгоды на данном этапе невозможно.
4. Оценка возможных неблагоприятных последствий:
В результате внедрения предложенного регулирования негативных последствий не ожидается. Основная цель заключается в создании сбалансированного и прозрачного правового поля для всех участников товарных бирж.
5. Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства — адресатов предлагаемого регулирования:
Предлагаемое регулирование затронет всех участников товарных бирж, в том числе брокеров, дилеров, маркет-мейкеров и другие организации, осуществляющие деятельность на товарных рынках Кыргызской Республики.
6. Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением:
Ожидается, что введение предлагаемого регулирования не повлечет дополнительных расходов для субъектов предпринимательства. Напротив, предполагается, что создание более прозрачных и четких правил торговли приведет к снижению издержек, связанных с правовыми рисками и повышением доверия к биржам.
7. Приблизительная оценка расходов и выгод бюджета Кыргызской Республики, связанных с введением предлагаемого регулирования:
Предполагается, что введение нового законодательства будет способствовать росту налоговых поступлений в бюджет Кыргызской Республики, так как оно создаст более благоприятные условия для развития биржевой торговли и привлечения инвестиций.
Контакты и сроки для обсуждения информации уведомления
1. Предложения принимаются: | |
— по электронной почте | Fsa-cm@mail.ru |
— на почтовый адрес | г. Бишкек, пр. Чуй, 114 |
2. Срок приема предложений не позднее | 20.01.2025 г. |
3. Срок размещения Реестра предложений и ответов на официальном сайте органа разработчика не позднее | 22.01.2025 г. |
Приложение 1 к уведомлению о разработке проекта нормативного правового акта
Перечень вопросов для участников публичных консультаций:
— являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем изменения регулирования?
— является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения?
— является ли предлагаемое регулирование наиболее предпочтительным способом решения проблем?
— какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?
— какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?
— существуют ли альтернативные более эффективные способы решения проблем?
— ваше общее мнение относительно предлагаемого регулирования.
Приложение 2 к уведомлению о разработке проекта нормативного правового акта
РЕЕСТР
предложений и ответов
Регистрационный № | Замечания и (или) предложения | Автор (участник публичных консультаций) | Дата получения | Позиция органа-разработчика |