УВЕДОМЛЕНИЕ
о разработке проекта нормативного правового акта
Настоящим, Служба регулирования и надзора за финансовым рынком при Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики извещает о начале обсуждения правового регулирования и сборе предложений заинтересованных лиц к проекту постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики «О некоторых вопросах в сфере финансовой аренды (лизинга)».
1. Проблема, на решение которой направлено предлагаемое регулирование
Современное общество сталкивается с разнообразными рисками и неопределенностями, которые могут повлиять на финансовое благополучие граждан и бизнеса. Лизинг играет важную роль в жизни людей, предоставляя различные возможности и удобства.
В целях регулятивных и лицензирование лизинговой деятельности направлено на борьбу с недобросовестной практикой лизинговых компаний, обеспечение защиты интересов потребителей и поддержание финансовой стабильности на рынке. Через введение лицензионных требований и процедур контроля регулятор предотвращения случаев мошенничества, обеспечить прозрачность и надежность условий аренды, а также повысить доверие к лизинговым услугам. Это способствует созданию благоприятной среды для развития рынка лизинга, улучшает доступность финансовых услуг и снижает риски для всех участников, что в конечном итоге способствует стабильному и устойчивому развитию экономики.
При отсутствие государственного регулятора на рынке лизинга может привести к ряду серьезных недостатков и проблем. В таких условиях возможно:
— несправедливость условий аренды: лизинговые компании могут устанавливать невыгодные и непрозрачные условия аренды, не ограниченные законодательными нормами или стандартами, что может привести к ущемлению интересов лизингополучателей.
— риск мошенничества: отсутствие регулирования оставляет простор для мошенничества и недобросовестных практик, таких как предоставление ложной информации о состоянии имущества или скрытые комиссии, что увеличивает риск финансовых потерь для клиентов.
— неустойчивость рынка: без регулирования рынок лизинга может стать неустойчивым из-за непредсказуемости и рискованности деятельности лизинговых компаний, что может привести к финансовым кризисам и потере доверия со стороны инвесторов.
— ограниченный доступ: недоступность лизинга для небольших компаний или частных лиц из-за высоких требований к кредитной истории или отсутствию стимулов для лизинговых компаний работать с такими клиентами.
— неравноправие конкуренции: отсутствие регулирования может создать неравные условия конкуренции между лизинговыми компаниями различного уровня и размера, что может привести к доминированию крупных игроков и ограничению выбора для потребителей.
— отсутствие стандартов: без установленных стандартов и нормативов возникает неоднозначность и неопределенность в сделках, что может привести к конфликтам и спорам между сторонами.
Согласно конвенции ООН также согласно с рекомендациями ФАТФ Кыргызская Республика должна контролировать деятельность участников финансового рынка в том числе лизинговых компаний.
Надо отметить что в Кыргызской Республике на данный момент отсутствует государственный контроль над деятельностью лизинговых компаний, что не соответсвтует конвенции ООН по борьбе с финансированием терроризма (принята резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи 09.12.1999 г.) и рекомендациям ФАТФ, что в конечном итоге может привести к потере имиджа страны, инвестиционной привлекательности, и возможности применения санкций в отношении Кыргызской Республики.
В целом, отсутствие государственного регулятора на рынке лизинга может создать неблагоприятные условия для развития отрасли, увеличить риски для всех участников рынка и подорвать доверие к лизинговым услугам.
В связи с вышеизложенным, требуется доработка законодательства в соответствии с современными требованиями и увеличениям потребностями рынка. Необходимо разработать более действующие механизмы контроля и надзора за лизинговыми операциями, усилить защиту интересов клиентов, а также внедрить инновации, способствующие развитию финансовой отрасли и привлечению инвестиций. Недостатки текущего законодательства серьезно ограничивают развитие лизинговой отрасли.
2. Цель предлагаемого регулирования и способ решения проблемы
Решение обозначенных задач, возникает необходимость в принятии проекта постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики «О некоторых вопросах в сфере финансовой аренды (лизинга)», функций в сфере противодействия финансированию и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
При принятии проекта постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики «О некоторых вопросах в сфере финансовой аренды (лизинга)» будут исполнятся рекомендации ФАТФ, что значительно может повлиять на повышение имиджа страны, также повышается инвестиционная привлекательность страны.
Для субъектов предпринимательства могут быть обеспечение добросовестной конкуренции среди предпринимателей, соблюдение законодательства в сфере противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической и экстремистской деятельности.
При государственном контроле, его регулятивные функции в сфере финансового рынка необходимо сохранить и усилить, цель которого сводится не только к увеличению доходной части государственного бюджета. Система регулирования финансового рынка формируется исходя из баланса интересов производителей и потребителей, других приоритетов социально-экономической политики. Также, учитываются вопросы обеспечения населения качественной продукцией через данную отрасль.
Основаниями для государственного контроля в сфере финансового рынка являются:
1. Защита интересов потребителей и государства в целом;
2. Обеспечение добросовестной конкуренции;
3. Соблюдение норм законодательства в сфере ПОД/ФТ, при осуществлении деятельности на финансовом рынке в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической или экстремистской деятельности;
В связи с вышеизложенным, проект законодательство будет играть важную роль в обеспечении финансовой стабильности, защите интересов граждан и предпринимателей, развитии экономики
3.Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования
Ожидаемые выгоды и преимущества предлагаемого регулирования включают в себя следующее:
— рост количества лизинговых компаний официально занимающиеся деятельностью на финансовом рынке;
— рост доверия населения к финансовым организациям (к лизинговым компаниям).
— включение знаний и навыков должностных лиц, обновление стандартов повысит профессиональный уровень управления рисками и соответствие требованиям ПОД/ФТ;
— усиление государственного контроля и возможность отзыва должностных лиц в случае серьезных нарушений поможет снизить финансовые риски и обеспечит стабильность и надежность финансового рынка.
— обеспечение единых требований и подходов к регулированию должностных лиц лизинговых компаний на территории страны упростит процессы регулирования и контроля качества финансовых услуг;
— предлагаемая редакция в проект постановления квалификационные требования к должностным лицам, требования к уставному капиталу лизинговых компаний поможет усилить институциональный потенциал в области регулирования лизинговой деятельности, повышая эффективность регулятора финансового надзора;
— обеспечение соблюдения законодательства в сфере противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористической и экстремистской деятельности, также совершенствование нормативно-правовой базы в сере финансового рынка в части регулирования.
4. Оценка возможных неблагоприятных последствий
В результате принятия проекта постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики возникновение негативных последствий не ожидается.
5. Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства — адресатов предлагаемого регулирования
За свою 22-летнюю историю, рынок лизинга в Кыргызстане в связи с отсутствием контроля и реестра в сфере лизинговой деятельности все еще не сложился и находится на стадии зарождения.
Согласно результатам кабинетного исследования Союза банков Кыргызстана и компании ISR Consult в рамках Проекта USAID BGI представленных на одном из заседаний Клуба Частных Инвесторов, было выявлено всего 7 компаний, имевших опыт в лизинге:
— ЗАО «БТА Банк»;
— ЗАО АКБ «Толубай»;
— ОАО «Айыл Банк»;
— ЗАО Банк «Бай-Тушум;
— ЗАО «КИКБ»;
— ОАО «Финансовая компания кредитных союзов»;
— Фонд BPN (Business Professionals Network).
Также, на сегодняшний день в данной отрасли деятельность осуществляет ЗАО «Лизинговая компания Кыргызстан».
6. Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением:
Оценка затрат и выгод субъектов предпринимательства:
1. Оценка затрат и выгод субъектов предпринимательства:
Выгода и затраты лизинговых компаний в большой степени выражены качественными показателями такими как:
— повышения доверия к лизинговым компаниям со стороны клиентов и инвесторов благодаря строгому соблюдению законодательства и прозрачности в деятельности лизинговых компаний;
— внедрение квалификационных требований и процедур отзыва согласия может способствовать привлечению и удержанию квалифицированного персонала, что в конечном итоге может повысить качество обслуживания клиентов и улучшить репутацию компании;
— строгие квалификационные требования и процедуры отзыва согласия могут повысить доверие клиентов и инвесторов к лизинговым компаниям, что может способствовать привлечению новых клиентов и инвестиций;
— соблюдение требований к уставному капиталу, к должностным лицам и к процедуре отзыва согласия помогает лизинговым компаниям соответствовать законодательству и требованиям регулирующих органов, что может снизить риски возможных штрафов или санкций.
— лизинговые компании могут столкнуться с дополнительными затратами на обучение и повышение квалификации своего персонала, чтобы соответствовать квалификационным требованиям;
— проведение процедур отзыва согласия на назначение должностных лиц может потребовать дополнительных ресурсов, включая время и финансовые затраты на проведение проверок и анализ.
2. Оценка затрат и выгод государственного бюджета:
Выгода и затраты государственного бюджета в большой степени выражены качественными показателями такими как:
1) Выгода:
— квалифицированные и компетентные руководители и специалисты могут способствовать более устойчивой работе лизинговых компаний. Это снижает вероятность финансовых кризисов в отрасли, что также может уменьшить расходы государства на вмешательство или поддержку;
— высокие стандарты квалификации и профессионализма сотрудников лизинговых компаний могут обеспечить более эффективную защиту интересов лизингополучателей. Это может сократить количество претензий и жалоб со стороны клиентов, что в свою очередь снизит потребность в государственном регулировании и разрешении споров;
— улучшение репутации лизинговой отрасли в глазах инвесторов и потенциальных клиентов может способствовать привлечению дополнительных инвестиций в этот сектор экономики. Это может привести к росту объема доходов от налогов на прибыль, что в свою очередь увеличит поступления в государственный бюджет;
— требования к уставному капиталу, и квалификации должностных лиц могут упростить и усилить механизмы государственного контроля и надзора за лизинговой деятельностью. Это может снизить расходы на поддержание и функционирование органов регулирования, а также уменьшить риски неправильного или недостаточного регулирования.
Таким образом, проект постановления может принести существенные выгоды для государственного бюджета за счет улучшения стабильности и эффективности лизинговой отрасли, снижения рисков и привлечения дополнительных инвестиций.
2) Затраты:
Затраты государственного бюджета на усиление финансового рынка и повышение финансовой устойчивости лизниговых компаний в Кыргызстане необходимы для поддержания и развития этой важной отрасли. Эти затраты могут включать в себя финансирование программ и мероприятий уполномоченного органа, направленных на контроль и надзор за лизинговыми компаниями, а также на обучение и повышение квалификации кадров в сфере финансовой аренды. Это включает в себя расходы на разработку и внедрение новых правовых норм, содействие развитию профессиональных стандартов и обучение специалистов. Также возможны затраты на проведение компаний по повышению осведомленности об услугах финансовой аренды (лизинга) среди населения.
7. Приблизительная оценка расходов и выгод бюджета Кыргызской Республики, связанных с введением предлагаемого регулирования:
Оценка затрат и выгод государственного бюджета:
1) Конкретную сумму выгод не предоставляется возможным подсчитать они выражены качественными показателями такими как:
— укрепление законодательство может предусматривать жесткие требования к финансовой устойчивости лизинговых компаний, включая увеличение минимального уровня капитала. Это может уменьшить риски финансовых кризисов в сфере лизинга, что в свою очередь снизит возможные затраты государства на стабилизацию рынка и поддержку финансовых институтов;
— новое законодательство может создать благоприятную среду для развития инноваций в лизинговой сфере, включая цифровые технологии, новые продукты. Это может привлечь внимание новых игроков на рынок и способствовать разнообразию предложений, что, в свою очередь, может повысить конкуренцию и качество лизинговых услуг;
— внедрение современных методов контроля и надзора над деятельностью лизинговых компаний может снизить риски финансовых махинаций, мошенничества и неэффективного управления. Это может увеличить сбор налогов и сборов с лизинговых компаний, что в свою очередь положительно скажется на бюджете.
Контакты и сроки для обсуждения информации уведомления
1. Предложения принимаются: | |
— по электронной почте | gsfn-kr@mail.ru |
— на почтовый адрес | г. Бишкек, пр. Чуй, 114 |
2. Срок приема предложений не позднее | 13.05. 2024 г. |
3. Срок размещения Реестра предложений и ответов на официальном сайте органа разработчика не позднее | 29.05. 2024 г. |