УВЕДОМЛЕНИЕ
о разработке проекта нормативного правового акта
Настоящим, Служба регулирования и надзора за финансовым рынком при Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики извещает о начале обсуждения правового регулирования и сборе предложений заинтересованных лиц к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере страховой деятельности».
1. Описание проблем, на решение которых направлено предлагаемое регулирование:
Проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере страховой деятельности» разрабатывается в целях реализация проекта Закона Кыргызской Республики «О страховании и страховой деятельности» в новой редакции.
Внесение изменений в законодательство Кыргызской Республики, особенно в Закон «О лицензионно-разрешительной системе», является ответом на ряд существующих проблем в области страхования и финансовой деятельности.
Прежде всего, существует проблема недостаточной доступности страховых услуг для определенных категорий населения, таких как те, кто исходит из религиозных убеждений и отказывается от традиционных форм страхования. Это создает потребность в развитии альтернативных страховых продуктов, соответствующих исламским принципам, что и было сделано с введением страхования по исламским принципам (такафул).
Существует проблема недостаточной адаптации страховых продуктов к специфике определенных видов деятельности. Это касается, например, риелторов, туроператоров и других профессиональных групп, для которых необходимо предусмотреть особые условия страхования. Введение вмененного страхования предлагает гибкий подход к учету разнообразных рисков и потребностей в защите, что улучшает условия страхования для данных категорий лиц.
Аннуитетное страхование представляет собой средство обеспечения стабильного и гарантированного дохода в течение пожизненного периода, что решает проблему финансовой безопасности для данной категории населения.
Введение изменений в Кодекс о неналоговых доходах, связанных с регистрацией и перерегистрацией актуариев и страховых брокеров, направлено на улучшение контроля и регулирования в этой сфере.
2. Описание цели предлагаемого регулирования и способа решения проблем:
Цель государственного регулирования предусмотренное проектом Закона, является реализация проекта Закона Кыргызской Республики «О страховании и страховой деятельности».
Во исполнение п. 4 ч. 1 ст. 46 Регламента Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере страховой деятельности», вытекает из вносимого проекта Закона и предусматривает изменения в следующие нормативно-правовые акты:
1) Закон Кыргызской Республики «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике»;
2) Кодекс о неналоговых доходах Кыргызской Республики.
В статье 15 Закона Кыргызской Республики «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике» дополнены пункты 63, 64, 65 следующего содержания:
Статья 15 Виды деятельности, подлежащие лицензированию.
Лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
63) страхование по исламским принципам финансирования такафул, осуществляемое страховой (перестраховочной) организацией. Исламское страхование предлагает различные продукты, включая страхование жизни, медицинское страхование, страхование имуществ.
64) вмененное страхование, осуществляемое страховой организацией. Преимуществом вмененного страхования является то, что при законодательно закрепленном требовании о наличии договора страхования и его существенных условиях детальные условия страхования определяются не специальным законом, а договором. Введение вмененного страхования позволит сторонам договора страхования предусмотреть гибкие условия страхования, отвечающие интересам клиента, улучшить страховые продукты и определить четкий перечень рисков».
65) аннуитетное страхование, осуществляемое страховой организацией. Аннуитетное страхование является полезным инструментом для обеспечения стабильного дохода в пожилом возрасте или после выхода на пенсию, обеспечивая защиту от финансовых рисков и обеспечивая долгосрочную финансовую безопасность.
Также, вносятся изменения и дополнения в Кодекс о неналоговых доходах Кыргызской Республики главой 16¹ статьями 56¹, 56² следующего содержания:
«Глава 16¹. Сборы за регистрацию, перерегистрацию в Едином государственном реестре актуариев и страховых брокеров и за ведение Единого государственного реестра актуариев и страховых брокеров.
Статья 56¹. Плательщик.
Плательщиком является лицо, подавшее заявление на регистрацию или перерегистрацию в Едином государственном реестре актуариев и страховых брокеров, зарегистрированные в Едином государственном реестре.
Статья 56². Размер и порядок уплаты.
Размер и порядок уплаты сборов, определяются Кабинетом Министров Кыргызской Республики.»;
В Кодексе о неналоговых доходах Кыргызской Республики дополнен пункт 20¹ в статье 153 следующего содержания:
Сборы, взимаемые при регистрации, перерегистрации актуариев и страховых брокеров в Едином государственном реестре актуариев и страховых брокеров и за ведение Единого государственного реестра актуариев и страховых брокеров».
Введение вышеуказанных дополнений в Кодекс о неналоговых доходах Кыргызской Республики имеет несколько преимуществ:
Требования к регистрации и перерегистрации актуариев и страховых брокеров могут стимулировать повышение качества услуг и профессионализма в отрасли. Это может привести к улучшению обслуживания клиентов и повышению конкурентоспособности рынка.
Таким образом, предложенные изменения направлены на улучшение регулирования и продуктов страховых организаций, обеспечение их стабильности и развития, а также на повышение эффективности государственного регулирования в данной области.
3. Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования:
Ожидаемые выгоды и преимущества предлагаемого регулирования включают в себя следующее:
— внесение изменений в законодательство страховой сферы может оказать позитивное воздействие на экономику. Появление новых форм страхования, таких как страхование по исламским принципам и аннуитетное страхование, может стимулировать развитие страхового рынка и привлечение инвестиций в этот сектор;
— позитивное воздействие на государственные органы заключается в повышении прозрачности и эффективности рынка страхования, а также в улучшении контроля за его деятельностью;
— для населения ожидается позитивное воздействие в виде расширения доступности качественных страховых услуг и предоставления стабильного и гарантированного источника дохода для пожилых людей.
В целом, внесение изменений в законодательство страховой сферы Кыргызстана оказывает значительное воздействие на конкуренцию в отрасли, стимулируя компании к инновациям, улучшению качества предлагаемых продуктов и усилению борьбы за клиентов. Этот процесс может способствовать повышению эффективности и прозрачности рынка, что в конечном итоге принесет пользу как компаниям, так и потребителям.
4. Оценка возможных неблагоприятных последствий:
Принятия проекта Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере страховой деятельности» возникновения негативных последствий не ожидается.
5. Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства — адресатов предлагаемого регулирования:
На данный момент в Кыргызской Республике профессиональную деятельность осуществляют 16 страховых компаний.
6. Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением:
1. Оценка затрат и выгод субъектов предпринимательства:
Затраты компенсируются возможностью расширения ассортимента услуг, привлечения новых клиентов и увеличения прибыли. Качественные показатели также включают улучшение репутации компаний благодаря внедрению инновационных продуктов и повышение уровня доверия со стороны клиентов.
Внесение изменений в лицензионно-разрешительную систему страхования и финансовых услуг требует значительных инвестиций со стороны субъектов предпринимательства. Эти затраты включают в себя расходы на адаптацию бизнес-процессов, обновление технологической инфраструктуры, обучение персонала и внедрение новых стандартов и процедур;
2. Оценка затрат и выгод государственного бюджета:
Выгода и затраты государственного бюджета в большой степени выражены качественными показателями такими как:
1) Выгода:
Затраты окупаются через увеличение налоговых поступлений от расширения страхового рынка, увеличение валового продукта в этом секторе и повышение инвестиционной активности. Качественные показатели включают улучшение прозрачности и эффективности страхового рынка, повышение доверия к нему со стороны инвесторов и клиентов, а также создание благоприятного инвестиционного климата;
2) Затраты:
Затрат с государственного бюджета не ожидается. Для государственного бюджета внесение изменений в законодательство означает принятие новых нормативных актов, обучение государственных служащих и создание системы контроля и надзора за выполнением новых требований.
7. Приблизительная оценка расходов и выгод бюджета Кыргызской Республики, связанных с введением предлагаемого регулирования:
Введение предлагаемого регулирования не повлечет дополнительных расходов из государственного бюджета Кыргызской Республики.
Контакты и сроки для обсуждения информации уведомления
1. Предложения принимаются: | |
— по электронной почте | omurkulov.fsa.kg@gmail.com |
— на почтовый адрес | г. Бишкек, пр. Чуй, 114 |
2. Срок приема предложений не позднее | 06.05.2024 г. |
3. Срок размещения Реестра предложений и ответов на официальном сайте органа разработчика не позднее | 19.04.2024 г. |
Приложение 1
к уведомлению о разработке
проекта нормативного правового акта
Перечень вопросов для участников публичных консультаций:
— являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем изменения регулирования;
— является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения;
— является ли предлагаемый способ решения проблем (регулирование) наиболее предпочтительным;
— какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования;
— какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования;
— существуют ли более эффективные альтернативные способы решения проблем;
— общее мнение относительно предлагаемого регулирования.
Приложение 2
к уведомлению о разработке
проекта нормативного правового акта
РЕЕСТР
предложений и ответов
Регистрационный № | Замечания и (или) предложения | Автор (участник публичных консультаций) | Дата получения | Позиция органа-разработчика |