Во исполнение поручения первого заместителя руководителя Аппарата Правительства Кыргызской Республики от 22 октября 2020 года №23-2806 Государственная служба регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве Кыргызской Республики (далее — Госфиннадзор), сообщает следующее.
В соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 13 сентября 2019 года № 474 «Об утверждении Плана мероприятий государственных органов Кыргызской Республики по противодействию коррупции на 2019-2020 годы» и распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 12 февраля 2014 года № 44-р приказом Госфиннадзора от 07.02.2020 г. № 42-п утвержден План мероприятий Госфиннадзора по противодействию коррупции на 2020 год, которое состоит из следующих пунктов:
— нормативно-правовое и организационное обеспечение реализации антикоррупционной политики;
— совершенствование системы кадрового обеспечения и контроля по соблюдению ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной службы;
-повышение открытости и обеспечение информационной прозрачности деятельности государственного органа;
-вовлечение институтов гражданского общества в противодействие коррупции в государственных органах;
— антикоррупционное образование и пропаганда антикоррупционного поведения сотрудников;
— внедрение принципов добросовестного управления и этических стандартов на государственной службе.
Также, Госфиннадзор является соисполнителем детализированного плана мероприятий по демонтажу коррупционных рисков в Фонде по управлению Государственным имуществом при Правительстве Кыргызской Республики (далее- ФУГИ при ПКР).
Во исполнение пункта 29 «Повышение открытости деятельности акционерных обществ с государственным участием» Актуализированного плана пошаговых мероприятий по демонтажу системной коррупции в Фонде по управлению государственным имуществом при Правительстве Кыргызской Республики:
1) 19.08.2019 года — направлен в Аппарат Правительства Кыргызской Республики (далее- АПКР), План мероприятий по активизации деятельности акционерных обществ с государственной долей на фондовом рынке на период 2019-2023 гг;
2) Во исполнение поручения Вице-премьер-министра КР Аскарова З.М. № 16-36595 от 09.09.2019г. относительно проведения необходимой работы в соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции активизации деятельности акционерных обществ с государственной долей на фондовом рынке путем проведения 1РО, в целях реализации пункта 1 Плана мероприятий, в соответствии с поручением Первого заместителя руководителя АПКР № 16-39951 от 18.09.2019г., АПКР направил на согласование проект постановления ПКР «Об активизации деятельности акционерных обществ с государственной долей на фондовом рынке путем проведения 1РО» № 16-39951 от 18.09.2019г.
3) Согласованный проект Постановления и Концепция с министерствами и ведомствами КР, направлен в АПКР исх.№11-3/2412 от 06.11.2019г.
4) Во исполнение поручения Первого заместителя руководителя АПКР Джунусова Б.Т. № 16-36595 от 18.02.2020г. Госфиннадзором совместно с Министерством экономики Кыргызской Республики (далее – МЭ КР) от 19.02.2020г. проведено совещание относительно проекта ППКР «Об активизации деятельности акционерных обществ с государственной долей на фондовом рынке путем проведения 1РО», разработанного Госфиннадзором. Во исполнение поручения Вице-премьер-министра КР Аскарова З.М. № 16-36595 от 09.09.2019г. По итогам совещания Госфиннадзором направлены предложения в МЭ КР для включения в проект Плана действий ПКР на 2020 г. (исх.№ 11-3/304 от 19.02.2020 г.).
На основании вышеизложенного отмечаем, что Госфиннадзором выполнен пункт 29 Актуализированного плана пошаговых мероприятий по демонтажу системной коррупции в ФУГИ при ПКР.
Вместе с тем, согласно структуре Госфиннадзора, утвержденной приказом Госфиннадзора от 7 февраля 2020 г. № 38-п, должность уполномоченного сотрудника по вопросам предупреждения коррупции в настоящее время является вакантной. В соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики объявлен конкурс на замещение вакантной должности и процедура отбора уполномоченного лица по вопросам предупреждения коррупции не завершена.
До назначения уполномоченного лица, вопросами предупреждения коррупции занимается и.о. заведующего отделом правового обеспечения Госфиннадзора -Зулпукаров Т.Р.
Детализированный план мероприятий
по демонтажу коррупционных схем в Государственной службе регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве Кыргызской Республики
№ | Мероприятия | Форма реализации | Содержание выполненной работы | Ответственные | Сроки реализации | Ожидаемые результаты | |
Коррупционная зона №1 Выдача лицензий и разрешительных документов | |||||||
Коррупционный риск №1Монополизация функций отделом лицензионно-разрешительной деятельности Госфиннадзора | |||||||
1. | Ликвидировать монополизацию функций отделом лицензионно-разрешительной деятельности Госфиннадзора | 1.Провести функциональный анализ деятельности Госфиннадзора;2. В случае создания Центров обслуживания бизнеса (ЦОБ) поэтапной передачи функций Госфиннадзора в части выдачи лицензий в сфере небанковского финансового рынка.3. Последующее изменение соответствующих НПА, а именно: Законы Кыргызской Республики «Об уполномоченном государственном органе в сфере надзора и регулирования финансового рынка», «Об аудиторской деятельности» и другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы лицензирования в данной сфере деятельности. | 1. В целях проведения функционального анализа деятельности Госфиннадзора, приказом Госфиннадзора от 27.08.2018 г. за №219-п. создана рабочая группа для проведения функционального анализа деятельности Госфиннадзора. 22.09.2018 проведено заседание рабочей группы в целях проведения функционального анализа деятельности Государственной службы регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве Кыргызской Республики. (протокол прилагается). По итогам заседания принято решение передать определённые разрешительные функции ЦОБ. (в случае если создаться). 2. В целях реализации Программы Правительства Кыргызской Республики «Жаны доорго кырк кадам 2018-2023» по созданию институтов поддержки предпринимательства, и создания благоприятных условий для предпринимателей, Министерством экономики Кыргызской Республики разработан проект Концепции создания и организации деятельности центров обслуживания бизнеса (ЦОБ).Проект концепции прошел процедуру согласования в министерствах и ведомствах Кыргызской Республики (от 11.10.2017 г. №16-38992) и в установленном порядке внесен на рассмотрение в Правительство Кыргызской Республики. На сегодняшний день, данная концепция на рассмотрении Аппарата Правительства Кыргызской Республики.3. В случае создания Центра обслуживания бизнеса, Госфиннадзор готов передать определенные виды деятельности в сфере небанковского финансового рынка подлежащие лицензированию ЦОБу и разработать соответствующие НПА. | Госфиннадзор,Правительство Кыргызской Республики | Декабрь2018 г. | — Функции отдела лицензионно – разрешительной деятельности Госфиннадзора по выдаче лицензий в сфере небанковского финансового рынка переданы в соответствующиеучреждения. | |
Коррупционный риск №2Неправомерное использование тестовых заданий, вопросов квалификационных экзаменов | |||||||
2. | Утвердить новый порядок проведения квалификационного экзамена (аттестации) претендентов на право получения квалификационного сертификата аудитора». | 4. Внести изменение в Закон Кыргызской Республики «Об аудиторской деятельности».5. Внести соответствующие изменения в Положение «Об аттестации претендентов на право получения квалификационного сертификата аудитора», утвержденное постановлением Правительства Кыргызской Республики от 08.07.20116. Внести изменения во внутренние НПА с целью приведения в соответствие с Законом. 7. Подготовить НПА по переходу на электронный способ проведения квалификационного экзамена (аттестации). | 4. В статье 9 Закона Кыргызской Республики «Об аудиторской деятельности» регламентировано, что аттестация физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью проводится с целью проверки их квалификации с последующей выдачей претендентам бессрочного квалификационного сертификата установленного образца. В связи с чем, нет необходимости вносить изменения в Закон Кыргызской Республики «Об аудиторской деятельности». 5. Вместе с тем, во исполнения данного пункта разработан проект постановления Правительства КР «О признании утратившим силу постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении нормативных правовых актов в области регулирования аудиторской деятельности» от 8 июля 2011 года № 377 и в установленном порядке внесен на рассмотрение в АПКР (исх. № 15-1/2805 от 13.11.2018 г.) 6. В соответствии с пунктом 26 приложения 1 к постановлению Правительства Кыргызской Республики «О делегировании отдельных нормотворческих полномочий Правительства Кыргызской Республики ряду государственных органов исполнительной власти» от 15 сентября 2014 года № 530, разработан проект приказа Госфиннадзора «Об утверждении Положения об аттестации претендентов на право получения квалификационного сертификата аудитора». Данный проект приказа согласован со всеми министерствами и ведомствами КР без замечаний и предложений и в установленном порядке внесен на рассмотрение в АПКР (исх. № 15-1/ 3103 от 12.12.2018 г.)Данный проект Положения об аттестации претендентов на право получения квалификационного сертификата аудитора прдеусматривет проведение электронного тестирования (аттестации) претендентов на право получения квалификационного сертификата аудитора. | Госфиннадзор | Ноябрь 2018 г. | — Ликвидация коррупционной схемы по продаже тестовых заданий и проведению фиктивных экзаменов. | |
Коррупционный риск №3Отсутствие строго регламентированного порядка рассмотрения представленных документов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. | |||||||
3. | Пересмотреть порядок рассмотрения поступивших документов. | 8. Внести изменения в существующий порядок рассмотрения поступивших документов.9. Предельно сократить сроки проверки документов и вынесения решения. | 8,9. Поступившие в Госфиннадзор документы на выдачу разрешительных документов, лицензиаром которых является Госфиннадзор рассматриваются в сроки, установленные Регламентом Госфиннадзора, утвержденного приказом Госфинналзора от 18 марта 2016 года № 48-п. В целях пересмотра порядка рассмотрения поступивших документов, Госфиннадзором была создана рабочая группа от 12 июня 2018 № 153-П. По итогам работы данной рабочей группы, рабочей группой было предложено внести изменения в части сроков рассмотрения представленных документов в Госфиннадзор. Приказом Госфиннадзора от 28 июня 2018 года № 172-П, внесены изменения в Регламент Госфиннадзора, а именно: В части сокращения сроков рассмотрения документов представленных для получения лицензий в Юридический отдел Госфиннадзора с 12 дней на 10 дней. Также, после рассмотрения Юридическим отделом, Отдел лицензионно-разрешительной деятельности в течении 4- х рабочих дней готовит соответствующее решение Госфиннадзора (приказ, постановление, отказное письмо).Данный срок был сокращен на 1 день. | Госфиннадзор | Июнь 2018 г. | — Установление нового порядка юридическое регулирования процедур и сроков рассмотрения поступивших документов.- Ликвидация коррупционной схемы по извлечению выгоды за «ускорение процессов». | |
Коррупционная зона №2 Осуществление контрольных и надзорных функций | |||||||
Коррупционный риск №4 Проведение плановых и внеплановых проверок деятельности субъектов небанковского финансового рынка на соответствие законодательству Кыргызской Республики. | |||||||
4. | Упорядочить систему проведения проверок Отделом отчетности и контроля на финансовом рынке | 10. Провести функциональный анализ деятельности;11. Разработать Положение для осуществления электронного способа отчетности.12. Разработать более четкие критерии для осуществления неплановых проверок. | 10. Отделом отчетности и контроля на финансовом рынке Госфиннадзора проведен функциональный анализ. 11. В рамках реализации данного пункта принято постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о порядке представления отчетности (информации) и раскрытии информации субъектами финансового рынка» от 4 сентября 2018 года № 417. Данное постановление Правительства Кыргызской Республики вступает в силу с 1 ноября 2018 года. 12. Госфиннадзором разработана Инструкция о порядке проведения внеплановых проверок субъектов предпринимательства и приказом Госфиннадзора от 29 июня 2018 года №175-П утверждена. Данная инструкция предусматривает основания проведения внеплановых проверок, исчерпывающие права и обязанности проверяющих должностных лиц, обязанности и права субъектов при проведении проверки, порядок оформления результата проверок. Сотрудники Госфиннадзора при проведении внеплановых проверок строго руководствуются данной инструкцией. | Госфиннадзор | Июнь2018 г. | — Установление нового порядка предоставления отчетности регулируемыми субъектами- Минимизация контакта сотрудников Госфиннадзора с регулируемыми субъектами. | |
Коррупционная зона №3 Организация деятельности | |||||||
Коррупционный риск №5Возможность получения разрешительных документов только при физическом присутствии в г. Бишкек. | |||||||
5. | Разработать и внедрить автоматизированную систему приема документов претендентов на право получение квалификационного сертификата аудитора. | 13. Пересмотреть штатную структуру с целью оптимизации должностных функций.14.Разработать автоматизированную систему подачи документов претендентами на право получение квалификационного сертификата аудитора.15. Внедрить процедуру приема документов при помощи автоматизированной системы. | 13,14,15. Автоматизированная система и процедура приема документов на право получения квалификационного сертификата аудитора будет внедрена после утверждениянового порядока проведения квалификационнго тестирования (аттестации) претендентов на право получения квалификационного сертификата аудитора». Тем не менее отмечаем , что внедрение автоматизированной системы приема документов потребует дополнительных средств из республиканского бюджета на закупку оборудования, что в бюджете Госфиннадзора до 2020 года не предусмотрено. | Госфиннадзор | Декабрь 2018 г.Через 2 месяца после внедрения автоматизированнойсистеме на уровнеПравительства КР Через 4 месяца после принятия, соответствующего НПА | — внедрение автоматизированной и прозрачной системы приема документов от претендентов на право получение квалификационного сертификата аудитора, а также на право получения квалификационного свидетельства профессионального участника рынка ценных бумаг. | |
Коррупционная зона №4 Проведение тендеров | |||||||
Коррупционный риск №6 Проведение тендеров Программе повышения квалификации аудиторов | |||||||
6. | Отменить обязательный порядок прохождения обучение по Программе повышения квалификации аудиторов | 16. Признать утратившим силу нормы НПА, предусматривающие прохождение повышение квалификации аудиторов, а именно:- Внести изменение в статью 9 ЗКР «Об аудиторской деятельности», предусматривающее прохождение обучения по программам повышения квалификации- Признать утратившим силу «Положение о повышении квалификации аудиторов», утвержденногопостановлением Правительства Кыргызской Республики от 8 июля 2011 года № 377 | 16. В связи с вступлением в силу Договора ЕАЭС, Рабочей группой при Консультативном комитете по финансовым рынкам по разработке проекта Соглашения об аудиторской деятельности на территории ЕАЭС, разработан проект Соглашения об аудиторской деятельности на территории ЕАЭС. В соответствии со статьей 8 Соглашения «Повышение квалификации» аудитор, начиная с года, следующего за годом возникновения у него права осуществлять аудиторскую деятельность, должен проходить обучение по программам повышения квалификации. Минимальная продолжительность обучения аудиторов, предусмотренного настоящей статьей, устанавливается государством-членом и не может быть менее 80 часов за два последовательных календарных года. Данный проект уже утвержден Советом Евразийской экономической комиссии, который в последующем должен быть направлен государствам — членам ЕАЭС для прохождения внутригосударственных процедур. Отмена обязательного порядка прохождения обучения по программе повышения квалификации аудиторов не представляется возможным. Тем не менее, Положение о повышении квалификации аудиторов путем конкурсного отбора обучающей организации утратит силу, в целях последнего разработан проект постановления Правительства КР “О признании утратившим силу постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении нормативных правовых актов в области регулирования аудиторской деятельности» от 8 июля 2011 года № 377 и в установленном порядке внесен на рассмотрение в АПКР (исх. № 15-1/2805 от 13.11.2018 г.)И аудиторы должны будут представлять документы о прохождении курсов повышения квалификации, прошедшими ими на свое усмотрение, согласно ЗКР «Об аудиторской деятельности», необязывающее прохождение курсов повышения квалификациитолько в одной компании, отобранной Госфиннадзором на конкурсной основе. | Госфиннадзор | Декабрь2018 г. | — ликвидация коррупционной схемы по проведению тендеров;— обеспечение свободы рынка для частных аудиторов | |
Коррупционная зона №5 Кадровая политика | |||||||
Коррупционный риск №7 Непрозрачная информация относительно вакансий, сроков подачи документов и итогов отбора | |||||||
7. | Переработка (техническая и содержательная) раздела «Вакансии» на сайте www.fsa.kg | 17.Техническая переработка раздела сайта «Вакансии»Размещение на сайте полного объема информации по каждой вакансии. | В апреле месяце в рабочем порядке была проведена техническая переработка раздела сайта «Вакансии». В связи с планируемой оптимизации Исполнительной власти Кыргызской Республики конкурсы на замещение вакантной должности не проводятся, следовательно, информация на сайте относительно вакансий не публикуется. | Госфиннадзор | Апрель2018 г. | — Улучшение работы по администрированию сайта. — Открытость и доступность информации | |
Коррупционная зона №6 Регулирование рынка ценных бумаг | |||||||
Коррупционный риск №8 Ненадлежащий контроль за выпуском ценных бумаг | |||||||
8. | Усилить контроль за выпуском ценных бумаг и обязательствам по ним. | 18.Усилить требования к эмитентам, желающим осуществить эмиссию облигаций | 18, В целях совершенствования законодательной базы, регулирующей деятельность на рынке ценных бумаг, а также повышения требований к эмитентам ценных бумаг (облигаций), профессиональных участников рынка ценных бумаг и инвесторов от 13 апреля 2018 года № 38 внесены изменения в Закон Кыргызской Республики «О рынке ценных бумаг». | Госфиннадзор | Май 2018 г. | Повышение требований к эмитентам облигаций, повышение уровня защиты владельцев облигаций | |